Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Элементы мирового бизнеса. Формирование и развитие Европейского сообщества

2.2. Институты Европейского Сообщества

«Для выполнения задач, зафиксированных в Договорах об учреждении Европейских Сообществ, был создан целый ряд европейских институтов. Главными институтами являются Европейская Комиссия, Совет Министров, Европейский Парламент, Суд и Европейский Совет.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза. 20 ее членов независимы в своей деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются ими.

В Комиссию входят по два представителя от каждого из 5 крупных государств-членов - Франции, Германии, Италии, Великобритании и Испании - и по одному от каждой из 10 малых стран - Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии, Португалии, Финляндии и Швеции.

Сначала члены Комиссии назначались на 4 года. Однако этот срок был продлен до пяти лет, начиная с января 1995 г., с тем, чтобы мандат члена Комиссии совпал с пятилетним периодом полномочий депутата Европейского Парламента. Таким образом Европарламент получил возможность утверждать кандидатуры членов Комиссии до того, как она приступит к исполнению своих обязанностей, что способствует дальнейшей демократизации ее деятельности.

Будучи членом коллективного органа, каждый из членов Комиссии отвечает за определенный министерский портфель или направление политики (как и министр в национальном правительстве) и курирует соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат). Основными рабочими языками Комиссии служат английский, французский и немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и публикуются на 11 официальных языках (датском, голландском, английском, французском, немецком, греческом, итальянском, португальском, испанском, финском и шведском). Официальные встречи с национальными правительствами и заседания Европейского Парламента также обеспечиваются переводом на все 11 языков. Персонал всех институтов ЕС образует корпус европейских чиновников, независимых от правительств государств-членов.

Комиссия обеспечивает соблюдение основополагающих Договоров. Она выступает с необходимыми законодательными инициативами (проекты регламентов и директив), а после утверждения способствует их претворению в жизнь. Задачи Комиссии можно резюмировать следующим образом: выдвижение инициатив, надзор и осуществление. В случае нарушения или невыполнения государствами-членами законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Суд.

Комиссия обладает значительными автономными правами, особенно в отношении политики в области конкуренции и проведения общей политики в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, транспорт и т.п. Она управляет различными фондами и программами Европейского Союза, включая те, что имеют целью помощь странам, не входящим в ЕС.

СОВЕТ МИНИСТРОВ

Главным институтом Европейского Союза, уполномоченным принимать решения, является Совет Министров. В его рамках представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты Сообщества и принимают либо отвергают их путем голосования. Теоретически существует только один Совет, однако его состав и название меняются в соответствии с обсуждаемой тематикой, условно можно говорить о нескольких Советах: по сельскому хозяйству, финансам, образованию, общим проблемам и иностранным делам. В европейском контексте министры подотчетны в той или иной степени своим национальным парламентам, однако решения, принятые министрами, не могут быть отменены.

Законодательные акты издаются обычно в форме регламентов и директив. Регламенты носят обязательный характер и включаются в национальное законодательство. Обязательными являются и директивы, однако выбор методов их исполнения оставлен на усмотрение государств-членов. Большинство вопросов включается в повестку дня лишь после обсуждения на официальном уровне. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе постоянное представительство, где работают дипломаты и чиновники из всех национальных министерств. Главы представительств проводят раз в неделю совещания в рамках Комитета постоянных представителей, который по заглавным буквам своего французского названия обычно именуется КОРЕПЕР. В ходе этих рабочих совещаний послами и чиновниками государств-членов прорабатываются вопросы, требующие решения на уровне Совета Министров.

В зависимости от того или иного направления политики решения принимаются Советом Министров или единогласно, или квалифицированным большинством голосов.

В соответствии с Единым европейским актом и Маастрихстским договором о создании Европейского Союза значительно расширен круг решений, которые следует принимать большинством голосов, а не единогласно. Количество голосов каждой страны-участницы зависит от ее размеров. Германия, Франция, Италия и Великобритания располагают десятью голосами каждая; Испания имеет восемь голосов; Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия - по пять; Австрия и Швеция - по четыре; Дания, Ирландия и Финляндия - по три; Люксембург - один.

Подобная система распределения голосов приводит к тому, что ни одна из стран не может воспрепятствовать принятию того или иного предложения, а для того, чтобы заблокировать законопроект, необходимо объединение усилий государств-членов с целью создания блокирующего меньшинства - 26 голосов из 87.

В Совете Министров действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого из государств-членов поочередно занимает пост председателя в течение шести месяцев. Министры страны, чей представитель председательствует, ведут заседания Совета. В 1995 г. председателями являются представители Франции (с января по июнь) и Испании (с июля по декабрь). В 1996 г. эстафету принимают Италия и Ирландия.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

Европейский Парламент - демократический голос народов Европы. Предпоследние выборы состоялись в июне 1994 г. Число членов Европарламента увеличилось с 567 до 626 вследствие вступления в Европейский Союз Австрии, Финляндии и Швеции. В составе ЕС стало 18 государств.

Основные функции Парламента - участие в законодательном процессе ЕС и контроль за деятельностью Европейской Комиссии. Полномочия Европейского Парламента с годами расширялись, особенно увеличились они в последнее время, в соответствии с Единым европейским актом и Маастрихтским договором.

Члены Европарламента встречаются на пленарных сессиях, проходящих ежемесячно в течение одной недели в Страсбурге; выбор этого города в качестве постоянного места работы Парламента был утвержден на встрече Европейского Совета в Эдинбурге в декабре 1992 г. Однако члены Парламента собираются и на более короткие дополнительные сессии в Брюсселе, где располагаются офисы их постоянных комитетов. Секретариат Европарламента находится в Люксембурге.

До принятия Единого европейского акта в 1987 г. Парламент обладал лишь правом консультирования, а Совет Министров сохранял за собой право не учитывать его мнение, хотя Парламент мог заблокировать бюджет и внести поправки в ряд его статей.

Вследствие пересмотра ряда положений основополагающего Римского договора меры, связанные с созданием единого рынка, стали приниматься в соответствии с т.н. «процедурой сотрудничества», что значительно расширило полномочия Парламента. Если Парламент по итогам второго чтения абсолютным большинством голосов отвергает то или иное предложение, то Совет Министров может принять это предложение лишь единогласно. Таким образом, для того чтобы заблокировать законопроект, Парламенту нужен в Совете Министров лишь один союзник, независимо от того, какую он представляет страну - большую или малую.

Полномочия и влияние Парламента простираются и в других направлениях. Пожалуй, самой важной в этом смысле является практика запросов, направляемых письменно в Комиссию и Совет Министров, а также излагаемых устно на пленарных заседаниях этих органов.

Кроме того, Парламент обладает еще одним важным правом, которым, впрочем, он никогда не пользовался - правом роспуска Комиссии. Если Парламент большинством в две трети голосов вынесет вотум недоверия Комиссии, то она должна в полном составе уйти в отставку.

В соответствии с Единым европейским актом одобрение Парламента требуется и при принятии в Сообщество новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

После вступления в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора Европейский Парламент получил новые полномочия, в том числе: - право принимать решения совместно с Советом Министров по некоторым вопросам законодательства, регулирующего единый рынок; при этом Парламент имеет право окончательно отклонить некоторые предложения;

- право поручать Комиссии разработать предложения по некоторым направлениям политики;

- право создавать временные комиссии для проведения расследований, а также обращаться с петицией.

Парламент назначает омбудсмана, наделенного правом принимать к рассмотрению жалобы, касающиеся институтов или органов Союза, а также направлять отчеты Парламенту. Маастрихтским договором предусматривается установление одинаковых сроков полномочий для депутатов Парламента и членов Европейской Комиссии. Члены Европейского Парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с принадлежностью к тому или иному политическому направлению. Это позволило политическим партиям государств-членов, придерживающимся одинаковой ориентации, укрепить связи, создавая тем самым действительно транснациональные политические движения. В Италии и Ирландии разрешается выдвигать в Европейский Парламент граждан других стран ЕС, остальные страны, впрочем, так далеко еще не продвинулись.

Эта тенденция к образованию «родственных» политических связей распространилась и на страны Центральной и Восточной Европы, где в ходе первых свободных выборов политические деятели из ЕС и государств-членов оказали практическую помощь и политическую поддержку партиям, которым они сочувствовали.

ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Европейская Комиссия разрабатывает законодательство ЕС, как по своей собственной инициативе, так и по поручению Европейского Парламента или Совета Министров, который не имеет права принимать какое-либо решение без официального предложения со стороны Комиссии.

Предложения по законодательству поступают в Совет Министров, который затем направляет их в Европейский Парламент. Там они передаются соответствующим комитетам, которые вносят в предложения свои поправки, голосуют по ним, и уже после этого заключение направляется на рассмотрение пленарного заседания Парламента в Страсбурге. Предложения, относящиеся к некоторым областям политики, передаются Экономическому и социальному комитету, куда назначаются представители промышленных, сельскохозяйственных и торговых кругов, профсоюзных организаций, союзов потребителей, а также Комитету регионов. Этот Комитет, объединяющий 222 представителя от регионов Сообщества, был создан в соответствии с Договором о Европейском Союзе. Оба комитета имеют чисто консультативный статус, они направляют свои заключения на рассмотрение Совета Министров. Заключения парламента и обоих комитетов направляются также в Комиссию, которая может внести в законопроекты изменения с учетом полученных мнений. После этого законопроект возвращается в Совет Министров и Парламент для второго чтения; затем он вновь проходит через соответствующие комитеты, ставится на голосование на очередной пленарной сессии Парламента и опять направляется в Совет Министров, который и принимает окончательное решение.

На любой стадии законодательного процесса Европейская Комиссия вправе изменить полностью или частично свое предложение. После того, как Совет Министров примет решение, на Комиссию возлагается контроль за ходом его выполнения.

На первый взгляд, законодательный процесс в ЕС может показаться громоздким, однако, именно «встроенные» контролирующие и регулирующие механизмы придают ему подлинно демократический характер, обеспечивая принятие решений на основе дискуссий, консультаций и консенсуса.

СУД

Отличие Европейского Союза от других международных организаций состоит в том, что ЕС создан на основе Договоров, обязательных к исполнению для подписавших их государств-членов. Это означает, что статьи Договоров и созданные на их основе законодательные акты включаются в национальное законодательство государства-члена. Их выполнение требует ясной и четкой трактовки. В этой связи особое значение приобретает деятельность Суда.

Учредительные Договоры ввели примат права ЕС над национальным правом государств-членов. Это означает, в частности, что во всех сферах, где применяется право ЕС, расположенный в Люксембурге Суд является судебным органом высшей инстанции.

Разумеется, под его юрисдикцию не попадают области, не охваченные договорами ЕС, например, уголовное право.

Суд состоит из 18 судей, по одному от каждого из государств-членов, и еще одного судьи, а также нескольких юридических советников. Судьи должны быть независимы, они выдвигаются каждый своей страной, а назначаются Советом Министров ЕС. Назначение производится на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей. Аналогичным образом назначаются и юридические советники.

Как правило, для слушания дел Суд разделяется на две палаты, однако в особо важных случаях проводятся совместные заседания. Решения принимаются большинством голосов.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; государствами-членами и самим Европейским Союзом; институтами ЕС; ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения по международным соглашениям; выносит предварительные постановления по делам, переданным ему национальными судами, впрочем, не имеющие юридической силы.

Суд справедливо называют двигателем европейской интеграции. Сам факт его существования предполагает, что государства-члены уже не могут произвольно толковать законодательство ЕС и обязаны соблюдать решения Суда.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления. До этого он не обладал полномочиями, обеспечивающими выполнение своих решений, хотя в подавляющем большинстве случаев государства-члены признавали решения Суда.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ

Европейский Совет стал высшим политическим органом Европейского Союза, хотя его создание не было предусмотрено договорами об учреждении Европейских Сообществ. Он был образован в 1974 г., когда главы государств и правительств государств-членов приняли решение о проведении регулярных совещаний в рамках Европейского Совета с участием министров иностранных дел, председателя Комиссии Европейских Сообществ и его заместителя. Впервые его статус был определен в Маастрихтском договоре, согласно которому «Европейский Совет призван давать необходимый импульс развитию Союза и определять его общие политические принципы».

Значение сессий Европейского Совета постоянно росло, так как именно на них принимались ключевые решения, по которым можно проследить историю развития Сообщества. Эти решения не являются обязательными для исполнения, однако они дают политический импульс процессу развития Европейского Союза и определяют его важнейшие направления. Европейский Совет приобрел значение высшей инстанции, к которой Комиссия ЕС и Совет Министров могут апеллировать в сложных случаях, когда не удается придти к соглашению обычным путем в рамках других институтов Союза.

«Данная функция Европейского Совета обусловлена высоким уровнем полномочий, которыми обладают главы государств и правительств в своих странах. Поэтому их личное вмешательство в дела Союза следует считать большим достижением: принятые ими в последние годы решения, равно как и разработанные ориентиры, имели кардинальное значение для жизни ЕС» [8].

 

2011-05-26 09:00:22 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
123456789