Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Элементы мирового бизнеса. Формирование и развитие Европейского сообщества

1.3. Классификация стран по экономическому развитию и экономической стратегии

Объективный характер экономической интеграции не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в Западной Европе ЕС и ЕАСТ, в Северной Америке НАФТА, в Азиатско-тихоокеанском регионе Тихоокеанское сообщество.

Для налаживания международных связей и, следовательно, для мирового бизнеса важным фактором является то, к какой группе экономического развития относится по классификации та или иная страна. Необходимо заметить, что единообразной классификации стран по уровню экономического развития не существует, а принятые классификации меняются в результате перемен в политических и экономических системах. Мы использовали классификацию Финансовой академии при правительстве Российской Федерации [18], ежегодно публикуемую в «Докладе о мировом развитии» (табл. 1).

Таблица 1

Классификация стран по уровню экономического развития (по методике Всемирного Банка)

Группы стран по уровню среднего дохода

Экономика с высоким уровнем дохода (25 стран)

 

Экономика со средним уровнем дохода (l54 страны)

 

 

 

Экономика с низким уровнем дохода (42 страны)

 

Страны-нечлены Всемирного Банка, не представляющие сведения

ВНП на душу населения в 1988 г. - 6000$ и более. Страны-члены ОЭСР: Саудовская Аравия, Израиль, Сингапур, Гонконг, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и др.

 

Страны с высшим средним уровнем дохода (37 стран) - ВНП на душу населения в 1988 г. от 545 до 6000$;

Страны со средним уровнем дохода - ВНП на душу населения от 2200 до 6000$;

Страны с низшим средним уровнем дохода (17 стран) - ВНП на душу населения от 545 до 2200$

 

ВНП на душу населения в 1988 г. - менее 545$

 

 

Албания, Болгария, Куба, Чехословакия (ныне Чехия и Словакия), ГДР (ныне часть Германии), КНДР, Монголия, СНГ (ныне независимые государства)

Аналитические группы стран

Экспортеры нефти (не менее 30% товарного экспорта)

 

Страны со средним уровнем дохода и большим внешним долгом

Страны-члены ОЭСР

Алжир, Бахрейн, Камерун, Конго, Эквадор, Египет, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Мексика, Нигерия, Норвегия, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, Тринидад и Тобаго, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла, Россия

Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Конго, Коста-Рика, Кот-Д»ивуар, Эквадор, Гондурас, Венгрия, Мексика, Марокко, Никарагуа, Перу, Филиппины, Польша, Сенегал, Уругвай, Венесуэла

Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, США, Греция

Географические регионы (страны с низким и средним уровнем дохода)

Африканские страны региона южнее Сахары

 

Европа, Ближний Восток и Северная Африка

 

Восточная Азия

 

 

Южная Азия

Все страны к югу от Сахары, кроме ЮАР

 

 

Включает восемь развивающихся стран в Европе

 

Все страны с низким и средним уровнем дохода в Восточной и Юго-Восточной Азии, в Тихоокеанском регионе, включая Китай, Таиланд и страны к востоку от них

 

 

Бангладеш, Бутан, Индия, Мьянма, Непал, Пакистан, Шри-Ланка


Западные экономисты традиционно классифицируют страны по принадлежности к «первому», «второму» или «третьему» миру. Страны «первого» мира располагают высокоэффективной экономикой и высоким уровнем дохода. К этой группе принадлежат промышленно развитые и некоторые нефтедобывающие страны, получающие высокие доходы от торговли топливными ресурсами.

К странам «второго» мира относят государства с централизованной плановой экономикой, имеющие низкий и средний уровень дохода. Многие из этой многочисленной группы стран в настоящее время находятся на разных ступенях перехода к рыночной экономике, и их принято относить к группе стран переходного периода, хотя МБРР принял решение называть их «традиционно плановыми экономиками». Таким образом, наименование «второй мир» вышло из употребления, и многие страны попадают в категорию «третьего мира».

Страны «третьего мира», известные также как развивающиеся, располагают экономикой с низким и средним уровнями дохода, страны с низким уровнем дохода находятся в основном в регионах Азии, Африки и Латинской Америки. Страны со средним уровнем дохода в географическом плане разбросаны очень широко. Необходимо отметить, что большинство населения Латинской Америки проживает в странах с высшим средним уровнем дохода (см. табл. 1). Африканские страны в основном принадлежат к категории с низшим средним уровнем дохода. Страны с высшим средним уровнем дохода и страны с высоким уровнем дохода, не входящие в группу промышленно развитых стран, принято относить к категории «новые индустриальные страны» (НИС), в которую входят Аргентина, Бразилия, Китай, Индия, Гонконг, Израиль, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Португалия, Мексика. В последнее время Всемирный Банк относит к НИС Венгрию, Польшу, Румынию.

Центростремительные тенденции в Европе привели к образованию Новой политически и экономически интегрированной структуры -Европейского Союза. Возникновение этой мощной группировки на фоне распада Советского Союза требует переосмысления позиций России в современном мире и Европейском регионе, о чем речь пойдет во втором разделе настоящей работы.

Современный международный бизнес развивается, кроме сказанного выше, еще и с учетом стратегий, которые используют страны в своей внешнеэкономической деятельности. Стратегии всех стран можно представить в трех направлениях: протекционизм (защита от иностранной конкуренции); свобода торговли; прагматизм (отрицание объективной истины). Оставляя в стороне технологии достижения каждой стратегии, беря во внимание только положительные и отрицательные последствия, три блока стратегий внешнеэкономической деятельности приводим в табл. 2.

Таблица 2

Характеристика стратегий внешнеэкономической деятельности

Стратегия

Преимущества

Недостатки

Протекционизм

Защищает молодые отрасли промышленности

Обеспечивает занятость населения

Уменьшает воздействие негативных факторов

Обеспечивает возможность комплексного подхода

Защищает национальную независимость

Защищает определенные социальные условия и уровень жизни местного населения

Защищает традиционные для страны виды деятельности

В долгосрочной перспективе вреден для развития национальной экономики

Вреден для потребителя из-за переплаты за товары и услуги

Возникает риск цепной реакции: от начала эксплуатации - спада экономики - к концу эксплуатации

Свобода торговли

Благоприятствует международной специализации, отвечающей производственным возможностям страны

Облегчает развитие конкуренции, поддерживая дух новаторства

Дает возможность для расширения рынка сбыта товаров, и, следовательно, для развития массового производства

Способствует экономическому развитию

Усиливает неравенство между странами по уровню богатства

Вредит малоконкурентным и молодым отраслям

Несет опасность для развивающихся стран и не пройти через этап индустриализации

Прагматизм

Стратегия поведения

Избегать того, чтобы национальный рынок был наводнен товарами, которые могут вызвать проблему занятости местного населения в традиционных отраслях

Обеспечивать защиту молодым государствам и зарождающимся отраслям промышленности

Поддерживать существование необходимых отраслей в целях безопасности и независимости страны


Мнения экономистов, занимающихся вопросами международных отношений, имеют существенные расхождения при оценке каждой из названных стратегий.

Например, Лотар Шпэт (Мечта о Европе. М., 1993. С.9.) утверждает, что протекционизм и самодостаточность стали достоянием учебников истории, и, рассматривая Европейский политический союз в переходный период (несколько десятилетий) как ядро Европы, он прогнозирует образование вокруг него второй скорлупы расширенного Европейского Сообщества, членами которого станут Европейские государства Востока и Запада, которые захотят работать на внутреннем рынке (Австрия, Турция, Кипр, Мальта, Венгрия и прочие). Вокруг второй скорлупы сформируется третья, которую образуют буквально все европейские государства. Эта третья сфера экономики, по его мнению, будет соткана из целой сети договоров о кооперации, обеспечивающих свободную торговлю, с одной стороны, а с другой стороны сотрудничество и поддержку в самых разнообразных формах. Лотар Шпэт полагает, что в любом случае экономические связи должны быть дополнены широким многосторонним сотрудничеством в области политики безопасности.

Таким образом, рассматривая сущность международных экономических отношений и международного бизнеса, в частности, можно говорить о том, что на государственном уровне экономические отношения не свободны от политических соображений правящих кругов общества, основанных на концепциях экономической и национальной безопасности, геополитики (дословно: земной политики) или другой господствующей в данном обществе доктрине.

Решения, принимаемые на государственном уровне о стратегии внешнеэкономической деятельности страны, имеют не только экономические, но социальные последствия (см. табл. 2).

Принято считать, что в сфере международных экономических отношений политика свободы торговли более соответствует космополитическому (безразличие к родине) подходу, а политика протекционизма националистическому. Эта традиция связана с именем немецкого экономиста XIX в. Ф. Листа, который противопоставил «гипотетической», «космополитической» экономии Адама Смита и его последователей свою «реальную», или «национальную» политическую экономию. Концептуальная основа политической экономии Ф. Листа состоит в том, что конкретная нация может сохранить и улучшить свое экономическое положение в реально существующих мировых условиях. А «космополитическая» экономия, по его мнению, исходит из принципа, что все человечество может достичь процветания на основе равенства наций, которые составляют единое общество, живущее в постоянном мире. По Ф. Листу «национальная» политическая экономия отдает предпочтение развитию производительных сил, а «космополитическая» теоретически ограничивается вопросами стоимостного обмена. Свободу торговли Ф. Лист рассматривает как орудие доминирующей экономики против менее развитых стран, препятствующее им создать конкурентоспособную промышленность.

Исходя из этого рассматривается необходимость целенаправленной внутренней политики государства и создания внешних оградительных барьеров для стран, позднее других вступивших на путь индустриализации.

В действительности ни одно государство не придерживается «космополитической» политики. Любая политика проводится в соответствии с национальными интересами; субъективно понятым и выраженным интересам одних стран отвечает политика свободы торговли, других - протекционизм. Мировой опыт показывает, что степень контролируемости торговли обратно пропорциональна уровню дохода на душу населения. Чем выше уровень эффективности экономики и доходов населения, тем меньше у страны оснований прибегать к протекционизму, тем ниже уровень тарифных и нетарифных торговых барьеров.

Если в развивающихся странах политика протекционизма, как принято считать, осуществляется в целях защиты «молодых» отраслей, то с экономической точки зрения оправдания протекционизму в развитых странах не существует. Применение торговых барьеров в промышленно развитых странах обусловлено политической силой заинтересованных в этом групп, в которые наряду с владельцами предприятий входят также профсоюзы и фермеры. На практике тарифы защищают не «молодые» отрасли, а, напротив, «старые», теряющие свою конкурентоспособность по отношению к зарубежным соперникам. Введение защитных барьеров зависит от значения данной отрасли для экономики страны и от политической силы заинтересованных социально-экономических групп. На практике находят применение экономические идеи, которые отражают интересы наиболее влиятельных кругов общества интересы, которые, в свою очередь, определяются их экономической мощью.

Таким образом, ориентация внешнеэкономической стратегии на свободу торговли или протекционизм зависит от их относительной выгодности для влиятельных политических групп данной страны. Представители конкурентоспособных предприятий поддерживают свободу торговли, поскольку она обеспечивает им доступ к зарубежным ресурсам и рынкам. Руководители менее конкурентоспособных предприятий, напротив, стремятся с помощью торговых барьеров создать благоприятные условия для роста и укрепления своих фирм. К первым в России сегодня относятся сырьевые отрасли, заинтересованные в свободном доступе на внешние рынки. Ко вторым -промышленные предприятия, не готовые к открытой конкуренции с иностранными производителями ни на российском, ни на мировом рынках.

Французский экономист М. Пебро (Международные экономические, валютные и финансовые отношения: пер. с фр. / Под ред. Н. Табинцевой М., 1994. С. 73) высказывается в пользу среднего варианта международного экономического поведения прагматизма (см. табл. 2). Он пишет, что должно быть найдено равновесие между наивной свободой торговли и изнеженным протекционизмом. Это равновесие тем более благоприятно для глобального прогресса мировой экономики, чем больше оно повернуто в сторону свободы торговли, однако любые излишества в этой области неизбежно усиливают неравновесие между странами, на пользу наиболее сильным и в ущерб более слабым.

Международный бизнес характеризуется и другими экономическими и политическими аспектами, которые мы предлагаем посмотреть в учебных курсах «Мировая экономика» и «Внешнеэкономическая деятельность» .

Результатом международного бизнеса является объем мировой торговли и торговли между отдельными странами. Для примера рассмотрим объем и динамику торговли между США и СССР за минувшие десятилетия (табл.3).

Таблица 3

Объем торговли между СССР и США (млн долл.)

Показатели

1970

1980

1990

Товарооборот (всего)

экспорт

импорт

595,9

290,1

305,8

3868,5

1910,6

2957,9

6759,3

3309,9

3449,4


Видно, что объем растет по всем показателям, хотя установить какие-то закономерности роста не представляется возможным. Общий объем товарооборота с 1970-го к 1980 г. увеличился в 6,5 раз, а с 1980-го к 1990 г. - в 1,75 раза. Рост экспорта аналогичен: в 6,25 и 1,73 раза, рост импорта 6,4 и 1,76 раза.

Существует мнение, что в период, когда велика опасность экономического спада, чтобы «подогреть» экономику, защита принципов Свободы торговли становится первоочередной задачей. Примером тому является организация международной торговли после окончания второй мировой войны, когда западные правительства ставили своей задачей преодоление трудностей, возникших в результате дестабилизации мировой экономики, не затрагивая принципа либерализации в международном обмене.

Говоря о возможных исключениях в торговой политике, необходимо признать, что само положение, в котором оказались посткоммунистические страны, предполагает поиск особого подхода к России и другим странам СНГ в отношении темпов «таможенного разоружения». На международной конференции по экономическому сотрудничеству (Москва, сентябрь 1994 г.) был определен статус России как государства с переходной экономикой. Без особого энтузиазма следует отметить, что в международном бизнесе сырьевая специализация России в последние годы становится все более явной.

 

2011-05-26 09:00:22 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
123456789