Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Шпаргалка по философии

55. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (ОБЗОР)

Эпоха Возрождения - переход от Средневековья к Новому времени (XIV-XVII вв.)

Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности - Бога; земная жизнь человека - подготовка к загробной под руководством церкви. Переход к городскому образу жизни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность.

В новых воззрениях - преемственность от среднепоковья и античности.

Возрождение античного наследия (Н. Кузанский, М, Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно).

Вершина античной философии - неоплатонизм; единое благо - мировой Ум - мировая Душа - Космос.

В средневековой философии это трансформировалось в: Бог-Отец - Христос - Святой Дух - все сущее. Сдвиг в сторону субъекта - абсолютной личности. В эпоху Возрождения - еще шаг в эту сторону - к атропоцентризму: в центре мироздания - человек. Теоцентризм сохраняется.

Однако интересует человек: его природа, самоценность, творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается.

Однако цельность философских систем интересует меньше, чем человек.

Философы эпохи Возрождения максимально использовали античный и средневековый неоплатонизм: от первого - эстетическое внимание к телесному, природному; от второго - понимание человека как одухотворенной личности (антропологический неоплатонизм).

Человек - творец и художник - «перенимает» творческую функцию Бога. Творения реализует в телесном, в совершенном единении его с духовным. Совершенство - это красота.

Эстетическое - доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение - через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой. Математика оформляет субъективное (показатель: выработана геометрическая концепция линейной перспективы - объективного порядка зрительного восприятия).

Гуманизм. Этика нарождавшейся энергичной буржуазии. Антропоцентризм - переворот в мировоззрении. Как проявление - противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос – благородство человека. Оно - в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совершенства через науку, искусство, труд.

Тот, кто трудится, имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм.

Утилитаризм - цель жизни и добродетель - польза. Личные интересы согласовываются с чужими, принося другим пользу и радость, что невозможно без дружбы и любви.

Ориентация гуманизма на свободомыслие, справедливое общество с республиканским строем.

Реальных исторических перспектив не было.

Основные идеи эпохи Возрождения.

1. Антропоцентризм.

2. Гуманизм.

3. Творческая сущность человека.

4. Личностно-материальное понимание мира.

5. Эстетическое понимание действительности.

6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм за религиозные реформы.

7. Геометрически-структурное понимание мира; соотношение бесконечно большого и малого.

8. Пантеизм: бог - природа; в центре - героическая личность.

 

2009-06-29 16:17:46 Шпаргалкивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
26272829303132333435363738394041424344454647484950
51525354555657