Менеджмент. Ч. 2
Многомерная организация. Ранее рассматривались двухмерная, или матричная модель построения организации. Двумя измерениями в ней были ресурсы и результаты, с ориентацией на которые происходит одновременное объединение работ в форме матричных ячеек. Сама матричная организация обычно является комбинацией линейно-функциональной и дивизиональной организаций. Однако при таком подходе за границами матричной организации остаются такие важные переменные, как территория, рынок и потребитель, с ориентацией на которые также могут объединяться работы в организации. При добавлении этого третьего измерения появляются многомерные организации. Впервые этот термин был использован в 1974 г. У. Гоггином при описании структуры корпорации
«Доу Корнинг». Схема многомерной организации представлена на рис. 16.
Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи:
обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами;
производство продукта или услуги для конкретного потребителя, рынка или территории;
обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории.
По совокупности выполняемых задач такие автономные группы получают обычно статус центра прибыли, а в отдельных случаях могут являться самостоятельными компаниями. Однако в обоих случаях они тем или иным образом облагаются корпоративными налогами.
Основными преимуществами многомерных организаций некоторые специалисты считают следующие:
отсутствие необходимости в проведении каких-либо реорганизаций с целью изменения приоритетности критериев, используемых при
проектировании работ; акценты могут быть изменены путем перераспределения ресурсов руководством организации;
создание подразделений, их ликвидация или модификация без серьезных изменений положения других подразделений; чем больше частей организации контактируют с «многомерной» группой, тем меньше воздействуют на нее изменения в этих частях;
создание максимально благоприятной ситуации для делегирования полномочий при том, что роль руководства организации остается ведущей;
применение унифицированной, четко фиксируемой и легко измеряемой меры эффективности каждого многомерного образования - получаемой прибыли, что предотвращает выполнение псевдоработы и возникновение элементов плохой бюрократии. При этом прибыль, рассматриваемая как необходимое условие развития бизнеса, не является единственным мерилом успеха. Преобладающей целью выступает развитие многомерной организации и ее членов.
2009-05-19 12:16:32 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |