ГОСы по государственному управлению
38. Ситуационная модель руководства Фидлера и Митчелла-Хауса
Модель Фидлера имеет важное значение для дальнейшего развития теории менеджмента. Она позволяет сконцентрировать внимание на трех основных факторах, воздействующих на поведение менеджеров: а)взаимоотношения между руководителем и членами коллектива; б)четко сформулированные цели и задачи подразделения; в)совокупность прав и обязанностей руководителя и всех остальных членов коллектива.
По мнению автора модели, каждой ситуации должен соответствовать определенный стиль руководства. Так как человек не может изменять собственный стиль руководства, то значительно проще подбирать руководителя к конкретной ситуации, что приведет к соответствию между требованиями к личности лидера и особенностями производственно-экономической деятельности подразделения, предприятия.
Используя анализ и оценку отношений между руководителем и членами коллектива, которые могут быть хорошими и плохими, исследуя задачи, которые структурированы и не структурированы, оценивая должностные полномочия, большие или малые, Фидлер с помощью сочетания этих трех разновидностей мог рассчитывать восемь потенциальных стилей руководства.
Исследования Фидлера подтверждают, что определенные преимущества имеет авторитарный стиль лидерства, когда от руководителя требуется быстрота действия и принятия решений, концентрация усилий всех людей на достижении единой цели, строгий контроль. В то же время стиль руководства, направленный на человеческие отношения, наиболее эффективно можно использовать в дружном, сплоченном коллективе, имеющем в своем составе работников с высокой квалификацией и необходимым для успешной работы опытом.
Ситуационная модель «путь-цель», разработанная Т. Митчелом и Р. Хаусом, указывает менеджерам разных уровней на необходимость использования наиболее подходящего к конкретной ситуации стиля руководства. В соответствии с этим подходом менеджер может побуждать подчиненных к достижению целей подразделения, оказывая влияние на пути и способы достижения этих целей. Способы и приемы, применяемые менеджерами, включают в себя: а)разъяснение требований, предъявляемых к подчиненным; б)поддержку наставничество, помощь в устранении препятствий и проблем; в)корректировку усилий подчиненных на достижение цели; г)формирование у членов коллектива таких потребностей, которые руководитель может удовлетворить; д) реализацию потребностей членов коллектива по мере достижения целей.
В подходе «путь-цель» выделяются четыре стиля руководства: стиль поддержки, инструментальный стиль, стиль, поощряющий участие подчиненных в принятии решений, и стиль, ориентированный на достижение.
Стиль поддержки соответствует подходам и приемам, ориентированным на работника или на человеческие отношения. Инструментальный стиль означает четкую направленность на работу или производственную цель. Стиль, поощряющий участие, означает, что менеджер сообщает необходимые сведения членам коллектива и применяет их рекомендации, идеи для коллективного принятия решений. Стиль, ориентированный на достижение, заключается в постановке перед подчиненными высокой цели. При этом менеджер ожидает, что подчиненные будут работать в полную силу.
Использование того или иного стиля руководства обеспечивает достижение целей шаг за шагом, но решить вопрос, какой из них наиболее эффективен, весьма затруднительно.
2008-09-08 21:52:27 Ответы к ГОСам — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |
76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 |
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 |
126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 |