ГОСы по государственному управлению
150. Анализ финансовых показателей.
Вся статистическая информация, собираемая в балансах и на любых иных счетах, подлежит внимательному изучению и анализу, позволяющему определить состояние дел и возможные пути развития предприятия. Прежде всего следует провести сопоставление данных, приводимых в балансах разных лет:
- путем сравнения абсолютных цифр;
- путем сравнения процентного изменения абсолютных показателей;
- путем индексации (при этом итог по той или иной статье за базовый период принимается за 100, а итог по следующему периоду измеряется в процентах к исходной базе).
Сопоставление полученных данных по активу и пассиву даст уже более полную картину финансово-экономического развития за год. Например, вывод о трудностях с ликвидностью может быть обоснованным лишь при сопоставлении мобильных средств с краткосрочной задолженностью.
При составлении актива и пассива особое внимание следует уделять структуре капитала (соотношение между собственными и заемными средствами) и структуре имущества (основного капитала). Главная цель такого анализа - определить, в какой степени капитальные вложения позволят через реализацию продукции осуществить своевременное покрытие долгов.
Важнейшими среди них являются финансовые показатели, отражающие платежеспособность предприятия и его финансовую независимость.
К основным среди них относятся следующие:
Коэффициент покрытия = Мобильные средства/Краткосрочные обязательства
Оптимальным традиционно считается соотношение не ниже 1 - 1,5.
Увеличение коэффициента - симптом наличия чрезмерных запасов, хотя здесь возможны варианты в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, структуры запасов, формы расчетов за товары и т.д. Постоянное снижение коэффициента означает возрастающий риск неплатежеспособности.
Коэффициент ликвидности =(Мобильные средства - Запасы ТМЦ)/Краткосрочные обязательства
Это более точная характеристика возможности удовлетворения кредитов по первому требованию. Здесь также могут быть отраслевые различия: если в целом нормальным считается коэффициент не ниже 1, то в розничной торговле он может снижаться до 0.4-0.5.
Коэффициент автономии =Суммарный собственный капитал/Сумма авансированных средств
(т. е. сумма баланса). Желательно, чтобы он был больше 0.5.
Коэффициент маневренности =Собственные оборотные средства/Суммарный собственный капитал
где собственные оборотные средства равны мобильным средствам за вычетом краткосрочной задолженности.
Здесь трудно давать какие-либо рекомендации. В основном достаточно высокий коэффициент служит для того, чтобы убедить акционеров в гибкости использования средств компании.
Кроме этих коэффициентов используются также показатели покрытия долгов и ликвидности, требующие более точной оценки собственных мобильных средств по критерию скорости их реализации, а также по оценке срочности платежей:
Степень немедленного покрытия долгов = Немедленно реализуемое имущество/(Срочные долги + Срочные платежи наличными)
Степень покрытия краткосрочных долгов =Быстро реализуемое имущество/(Кратко- и среднесрочные долги + краткосрочные платежи наличными)
Степень покрытия денежной наличности и легко реализуемых ценных бумаг=Сумма наличных и ценных бумаг/(Краткосрочные долги + Краткосрочные платежи наличными)
Степень общего покрытия =Сумма свободного имущества и резервов/(Краткосрочные долги + Краткосрочные платежи наличными)
Степень задолженности можно проверить также показателями:
Коэффициент задолженности = Заемный капитал/Собственный капитал
Индекс финансовой напряженности =Заемный капитал/Авансированный капитал
(этот показатель аналогичен приведенному выше коэффициенту автономии).
Наконец, используются более общие показатели проверки ликвидности и возможности самофинансирования:
Поток наличных («кэш-флоу») = Валовая прибыль + амортизация;
Оборотный капитал, финансируемый за счет долгосрочных средств (как собственных, так и заемных).
Чем выше этот показатель, тем лучше финансовое положение предприятия.
При анализе прибыли, понимаемой как разница между доходами и расходами, в первую очередь используются показатели рентабельности капитала и рентабельности, о которой уже говорилось выше. В качестве дополнительных показателей рентабельности используются следующие: При анализе деятельности предприятия нельзя упускать из виду и другие показатели: производительность труда рабочих и служащих на производстве:
В заключении следует отметить, что приведенный перечень коэффициентов и показателей не является исчерпывающим и может быть дополнен. Главное не в их количестве, а в точности анализа: показатели отражают истинное положение дел лишь тогда, когда исходные данные очищены от всех искажений. Для получения достаточно точной аналитической справки следует рассматривать балансы предприятия не менее, чем за 3-5 лет, используя при этом максимум доступной информации.
2008-09-08 21:52:27 Ответы к ГОСам — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |
76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 |
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 |
126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 |