Инновационный менеджмент. Ч. 2.
5. Бизнес-план
«Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденными Госстроем, Минэкономики, Минфином и Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31.03.94 [6], предписано всем предприятиям, претендующим на государственное финансирование конкретных инновационных проектов, представлять в государственные органы бизнес-планы (деловые планы) - развернутые технико-экономические обоснования проектов внедрения новшеств. Такая практика принята сегодня во всем мире независимо от того, кто является потенциальным инвестором - государство, частная компания или собственно предприятие, планирующее осуществить инновацию (внедрение новшества).
[В скобках следует заметить, что по прочтении предыдущего абзаца у читателя может возникнуть путаница в терминологии. В самом деле, из вышеприведенного определения инновационного проекта следует, что последний реализуется на предприятии, планирующем внедрение новшества, в то время как инвестор - предприятие (организация), вкладывающее средства в бизнес, - должен выбрать предполагаемый объект инвестиций, оценить объемы вложений и описать порядок финансирования, т.е. разработать инвестиционный проект как план долговременного финансирования, вложения денежных средств в какое-то предприятие.]
Основная роль бизнес-плана - служить инструментом для получения инвестиций для конкретного проекта. Кроме того, бизнес-план позволяет продумать весь бизнес от начала до конца, дать потенциальному инвестору, всем подразделениям и сотрудникам комплексное представление о замысле, конечных целях проекта; он аккумулирует все сведения по оценочной стоимости проекта, позволяет предусмотреть внешние связи и правовую защиту предъявляемых претензий. Другими словами, функциональное назначение бизнес-плана состоит в анализе идей, подтверждении реалистичности и разумности идей, определении задач, описании перспектив, описании проблем, определении условий возврата инвестиций.
Конкретные же задачи бизнес-плана можно изложить еще короче:
- технико-экономическое обоснование получения высокой прибыли;
- получение инвестиций;
- завоевание хорошей деловой репутации.
Для выполнения изложенных целей и задач бизнес-план должен состоять из следующих разделов:
Описание (суть) проекта.
Оценка рынков сбыта.
Стратегия маркетинга.
План производства.
Организационный план.
Юридический план.
Оценка рисков и страхование.
Финансовый план. Стратегия инвестирования.
При разработке бизнес-плана целесообразно учитывать возможность негативного отношения к проекту потенциального инвестора. Поэтому предварительно необходимо предусмотреть второй и даже третий варианты инвестирования и соответственно сделать два или три варианта бизнес-плана, которые должны различаться между собой не только вариантами инвестирования (условия кредитования или возврата инвестиций), но и акцентами в различных разделах бизнес-плана: в зависимости от делового профиля и профессионального уровня потенциальных инвесторов они будут интересоваться различными разделами плана.
Разработкой бизнес-плана должны заниматься сотрудники предприятия, профессионально подготовленные к написанию соответствующих разделов. Исключение составляет раздел «Оценка рисков и страхование», для написания которого привлекаются сотрудники страховой компании, которые делают расчеты совместно с сотрудниками предприятия-инноватора.
Раздел «Описание проекта», излагающий суть внедряемого новшества, содержит основные характеристики нового изделия (материала, технологического процесса) в корректном сравнении с разработкой-аналогом, чтобы подчеркнуть конкурентоспособность и выгодное отличие внедряемой новинки. Здесь же перечисляются используемые запатентованные решения (как свои, так и чужие). Раздел завершается сводкой основных финансовых результатов от внедрения проекта, показывающей, в том числе, сумму получаемой в результате внедрения проекта прибыли (берется из раздела «Финансовый план») и выбранный вариант возврата инвестиций (кредита).
Раздел «Оценка рынков сбыта» описывает круг потенциальных потребителей проекта исходя из назначения программы, показывает вероятность появления на рынке конкурентов с аналогичной продукцией.
Раздел «Стратегия маркетинга» описывает механизм реализации результатов проекта, стратегию и тактику ценообразования, приводит затраты на рекламу, раскрывает организацию и стоимость сервисного обслуживания (для сложной техники).
Раздел «План производства» дает описание размещения производства новой разработки (действующее или вновь создаваемое предприятие), приводит схему производственной кооперации с указанием возможных проблем. Здесь же освещаются вопросы экологии, требующие дополнительных затрат.
Раздел «Организационный план» излагает организационную схему предприятия-инноватора, систему координации и контроля деятельности подразделений, систему оплаты труда, систему нормирования (во многих случаях эти сведения, содержащие коммерческую тайну, приводятся в приложениях); здесь же дается сводка дополнительных затрат исходя из требований к составу работающих:
прирост фонда заработной платы,
расходы на подготовку кадров,
расходы на переподготовку кадров,
расходы по оргнабору специалистов.
Расчеты этих сумм также приводятся в приложении к бизнес-плану.
Раздел «Юридический план» представляет собой, по сути, визитную карточку предприятия-инноватора. Здесь описывается статус (от лат. status -1) положение, состояние; 2) правовое положение - совокупность прав и обязанностей) предприятия, приводятся адреса (юридический и фактический), перечень документов, регламентирующих отношения между владельцем (собственником) предприятия и работающими, между поставщиками и контрагентами [КОНТРАГЕНТ (от лат. contrahens - договаривающийся), одна из сторон договора.] и предприятием-инноватором, между предприятиеминноватором и потребителями новинки; перечисляются наиболее вероятные негативные варианты взаимоотношений, описанных в этих документах, и юридические последствия предусмотренных вариантов.
Раздел «Оценка рисков и страхование» представляет собой описание возможных рисков в процессе осуществления программы с указанием источников этих рисков, моментов возникновения рисков, вероятности рисков и сумм возможного ущерба (убытка). Кроме этого дается ссылка на план мероприятий по профилактике наиболее вероятных и весомых рисков (приводится в приложении). В заключение даются результаты расчета сумм страховых платежей по видам. Основными группами риска при осуществлении проекта можно считать следующие:
- хозяйственные риски,
- хищения,
- несчастные случаи, стихийные бедствия, политические риски.
Раздел «Финансовый план. Стратегия инвестирования» содержит следующие документы:
прогноз объемов реализации программы, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат,
сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.
В разделе дается общая сумма требуемых на реализацию программы средств и рассматриваются варианты их получения с изложением механизма возврата инвестиций (кредита).
2010-11-25 09:00:21 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |