Эстетика и дизайн товаров
10. Эстетические свойства товаров
10.1. Эстетические свойства: сущность и значение
Социально-экономический, культурный и эстетический уровни развития общества формируют эстетические вкусы, идеалы, традиции, потребности и оказывают огромное влияние на эстетику предметного мира. Эстетические потребности очень многообразны. Среди основных факторов, под влиянием которых они формируются и развиваются, следует назвать общественный статус человека, его материальное положение, выбранный стиль жизни, эстетический идеал и вкус, а также традиции и привычки. Такое многообразие эстетических потребностей требует и широкого ассортимента товаров, обладающих эстетической ценностью и способных удовлетворять запросы потребителей различных категорий. Все в жизни переменчиво, в том числе эстетические ценности и потребности. То, что считалось каноном красоты вчера, сегодня может стать неконкурентоспособным и устаревшим. Однако в любую эпоху существовали понятия «классика» и «антиквариат». Классическими называют те элементы предметного мира, которые сохраняют свою эстетическую ценность и востребованность на протяжении многих десятков, а иногда и сотен лет. В современной одежде классическим является костюм, состоящий из пиджака и брюк, а для женщин - из жакета и юбки (брюк) определенного цвета и рисунка, пришедший к нам в гардероб в конце XIX в. В категорию «антиквариат» включают изделия, возраст которых насчитывает не менее 120 лет, но при этом их ценность растет из года в год.
Эстетическая ценность товаров формируется в процессе проектирования, изготовления, отделки товаров и характеризуется эстетическими свойствами. Термин «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувствующий, чувственный», что предполагает восприятие человеком эстетических свойств предметов окружающего мира с помощью таких органов чувств, как зрение, слух, осязание и обоняние. Таким образом, эстетические свойства характеризуют степень чувственного удовлетворения человека от потребления эстетически и художественно выразительных предметов и вызывают чувство радости и эмоционального подъема. Эстетические категории «красивое», «прекрасное», «художественное», «гармоничное» и т.п. отражают эстетическую оценку товара и в большинстве случаев определяют выбор покупки.
Значимость эстетических свойств товаров различных по функциональному назначению является неодинаковой. Для изделий декоративно-художественного назначения (ювелирные изделия, предметы украшения интерьера и т.п.) эстетическая функция является ведущей при выборе товара. В других изделиях (инструменты, электротовары и т.п.) в первую очередь оцениваются утилитарные и технические функции, а эстетические характеристики либо не играют существенной роли, либо вовсе отсутствуют.
Одним из важных критериев оценки эстетичности изделия является его форма. В ней, как в призме, должны находить отражение содержание, полезность и актуальность товара. Замечено, что конкурентоспособные по функциональности и удобству пользования изделия обладают и красивой формой. Однако некоторые производители идут по ложному пути: пытаются за привлекательной формой скрыть низкие показатели потребительских свойств товара. Основополагающим принципом деятельности дизайнеров является следующая формула: красота + удобство + полезность. Оптимальным вариантом при выборе товаров современный потребитель считает разумное сочетание их практического назначения с эстетической функцией. «Покупатель должен платить деньги не за красивый товар, а за красивую работу с помощью этого товара» - таков девиз дизайнеров, стремящихся создавать конкурентоспособные товары.
Относительно эстетических свойств изделий технического назначения и их комплектующих (гвозди, гайки, болты, уголки, резисторы и т.д.), являющихся «бойцами невидимого фронта», следует заметить, что красота проявляется в их актуальности, высоких показателях функциональности, эргономичности и надежности.
Важность эстетических свойств изделий объясняется следующими причинами:
- они являются для потребителя своеобразной характеристикой уровня качества продукции в целом, поскольку позволяют с помощью органов чувств выявить преимущества и недостатки товара;
- наряду с другими группами потребительских свойств они рассматриваются при комплексной оценке качества товара;
- в перечне показателей, выбираемых для оценки конкурентоспособности, эстетические характеристики являются для большинства товаров постоянными, а иногда и приоритетными.
2009-07-22 16:42:24 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |