Культурология. Ч. 2
Стремление к украшению, нарядности заметно и в архитектуре кремлей и монастырей. Изменил свой облик Московский Кремль. Еще в 1624-1625 гг. на Спасской башне Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей сделали высокую кирпичную надстройку, богато украшенную белокаменными узорами. Спустя полвека украшенные изразцами и белокаменной резьбой шатры появились и на других башнях Кремля. Теряет свой суровый облик и крепостная архитектура монастырей. Богатой декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева, Спасо-Евфимьева и других монастырей. Нарядный вид придают монастырям и новые пышно декорированные трапезные, колокольни и церкви.
Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого «нарышкинского (или московского) барокко» - архитектурного стиля второй половины XVII в., сочетающего внешнюю пышность и декоративность с чёткостью и симметричностью здания. Свойственна этому стилю устремленность ввысь, многоярусность, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приемов многоцветной декоративной обработки здания (декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов). Один из самых замечательных памятников этого стиля - церковь Покрова в Филях. Черты этого стиля проявились и в зданиях общественного характера - в богато украшенном белокаменной резьбой здании Печатного двора и в построенной зодчим М. Чоглоковым Сухаревой башне. «Московским барокко» завершается развитие средневековой русской архитектуры.
Общий для русской культуры XVII в. процесс секуляризации затронул и живопись, в которой всё отчётливее начинают проявляться реалистические тенденции. Художественным центром стала Оружейная палата, которую с 1655 г. возглавлял Б. М. Хитрово, тонкий ценитель и знаток искусства. Главой нового направления принято считать мастера Оружейной палаты Симона Ушакова (1626-1686). Своего рода манифестом стал трактат о живописи, написанный им в форме послания к Ушакову художника Владимирова. Выступая против слепого преклонения перед стариной, он утверждал, что искусство должно быть близким к природе и радовать человека, а не подавлять его мрачными образами. В свою очередь Ушаков написал «Слово к люботщателям иконного писания» (1667), где подчеркивал, что «живопись должна отражать жизнь так же, как зеркало отражает реальные предметы».
Реалистические тенденции в станковой живописи ярче всего проявились в работах С. Ушакова. Центральной темой его творчества было изображение человеческого лица. В 1657 г. он написал для церкви Троицы в Никитниках голову Христа в архиерейском уборе - «Спас Великий архиерей», изобразив живое, тонкое, одухотворенное лицо. Самое известное произведение С. Ушакова - «Спас нерукотворный», в котором с помощью использования светотени хорошо передана объемность человеческого лица. В 1671 г. художник создал икону на традиционный сюжет «Троицы», в которой стремился передать красоту не духовную (как у Рублева), а земную, материальную, изобразив ангелов цветущими, полными здоровья.
С пробуждением интереса к человеку, к отдельной личности связано появление и развитие портретной живописи. Появляются «парсуны» - первый в русской культуре светский жанр изобразительного искусства, прообраз портретной живописи. В первой половине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере и в старой иконной технике - на доске яичными красками (изображение князя М.В. Скопина-Шуйского). Во второй половине столетия изображения стали принимать более реалистический характер, точнее передавать индивидуальные черты. Таковы портреты царя Алексея Михайловича, царевича Федора Алексеевича, князя Репнина, бояр Нарышкиных и др. До XVII в. на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи - плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. В XVII в. появился придворный и школьный театры. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре в период правления царя Алексея Михайловича. Первое представление - «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) - состоялось 17 октября 1672 г. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Первые спектакли были созданы пастором Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских «отроков». Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I. Кроме придворного, в России в XVII в. сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в русской культуре XVII в. были созданы предпосылки для реформ Петра I.
2008-09-10 17:34:39 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |