Международное гуманитарное право. Ч. 1
4.2.3. Судебная власть. Суды
Основу национальной системы защиты прав человека составляют конституционные институты независимой судебной власти. Всеобщая декларация прав человека в статье 8 констатировала, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Соответственно Конституция РФ зафиксировала, что права и свободы человека обеспечиваются правосудием (ст. 180) и каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46).
Суд стоит между личностью и государством и защищает индивида от произвола и беззакония, посягательств на его жизнь и свободу, являясь важнейшей и цивилизованной формой гарантии реальности соблюдения прав человека в его взаимоотношениях с властью. В суде человек и государство должны выступать как равноправные субъекты. Лишить или ограничить свободу гражданина вправе только суд при соблюдении всех предусматриваемых законом процедур и механизмов.
Значение судебной защиты прав человека еще и в том, что без нее все остальные юридические институты, методы, влияющие на реализацию прав, остаются недейственными.
В суд можно обжаловать: законы, указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты министерств и ведомств в тех случаях, когда какой-либо из них, по мнению гражданина, в конкретной ситуации нарушил его права и свободы; а также, как говорилось выше, все действия (бездействие) и решения, в результате которых нарушены права человека или созданы препятствия для осуществления прав и свобод.
Для современной России характерна тенденция расширения сферы действия судов и ее действенности в защите прав человека, хотя это порой и вызывает замешательство среди высших чиновников государства. Последние, например, оказались совершенно не готовы к демаршу Верховного Суда, вынесшего в 1995 году частное определение в адрес Президента и обеих палат Федерального Собрания в связи с иском одного из избирательных объединений к Центризбиркому.
И все же жесткий вывод экспертов Совета Европы в 1994 году о несостоятельности российской судебной власти при обеспечении правовой защиты граждан пока не может быть опровергнут по существу. Сами суды в нашей стране не привыкли к особенно чуткому отношению к правам человека, а народом, общественностью не рассматриваются как действенные и надежные защитники рядовых граждан.
В Российской Федерации существует развернутая система судебных органов, вводится институт присяжных заседателей. Обеспечивать защиту прав человека в нашей стране призваны: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик; суды краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов, городские, районные (муниципальные); военные суды; Высший арбитражный суд РФ и арбитражные суды субъектов Российской Федерации (по экономическим спорам); Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ (по обеспечению конституционных прав в области средств массовой информации).
Однако судебная система России далека от совершенства. Отсутствуют, например, административные суды, которые могли бы помочь в борьбе с расширяющимся произволом исполнительной власти и всесилием чиновников и поставить любые их решения под контроль. Тем более, что упомянутый уже Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» допускает обжалование как единоличных, так и коллегиальных решений чиновников, на сегодня не всегда действие органа управления может быть предметом судебного разбирательства.
Уровень защиты прав человека определяется, в первую очередь, практической деятельностью судов. Деятельность эта имеет немало изъянов. Как отметила Комиссия по правам человека при Президенте РФ, устаревшие формы судопроизводства не обеспечивают независимости судов, способствуют волоките в разрешении судебных дел, делают малоэффективной защиту законных интересов и прав граждан. Реальные условия деятельности судов продолжают ухудшаться. Возникает своеобразная очередь за правосудием, и граждане годами не могут реализовать свои права на разбирательство дел без неоправданной задержки. Если же человеку нужно годы ждать свершения правосудия, то суд превращается в химеру.
Суды нередко сами нарушают права человека (нарушения Уголовно-процессуального кодекса, судебные ошибки, являющиеся объектом многочисленных журналистских публикаций и т.п.). Недаром практически на всех правозащитных форумах заседание одной из секций специально отводится правонарушениям со стороны органов правосудия. И как правило, этот раздел достаточно обширен.
Проблема суда в нашей стране, помимо всего прочего, и проблема неэффективного исполнения судебных решений. Они не гарантируют быстрого и полного восстановления нарушенных прав.
2009-05-19 12:39:50 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |