История экономики. Ч. 1
4. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Промышленный переворот означал переход от мануфактурного производства, основанного на кооперации специализированного ручного труда наемных рабочих, к фабричному производству, основанному на механизации труда посредством системы специализированных рабочих машин, оперирующих одновременно множеством рабочих инструментов и приводимых в движение единым двигателем, превращающим энергию из одной формы в другую.
Промышленный переворот означает торжество крупного производства, рассчитанного на массовый спрос. Одной из благоприятных предпосылок промышленного переворота в Англии был устойчивый спрос европейских армий на унифицированную одежду и обувь (что, в свою очередь, требовало тканей, кожи, пуговиц и т.д.), ружья, боеприпасы.
Промышленный переворот в Англии можно разделить на 3 этапа:
1-й (начиная с 60-х или даже 30-х гг. XVIII в. по 1783 г.) - механизация текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной промышленности; внедрение выплавки чугуна на коксе; применение водяного двигателя и новых форм организации производства; изобретение и усовершенствование паровой машины;
2-й - «взлет» - начался в 1783-1785 гг. с внедрения паровой машины двойного действия Дж. Уатта, открытия Г. Кортом способа переработки чугуна в ковкое железо и создания Э. Картрайтом ткацкого станка с паровым двигателем. Паровая машина стала универсальным двигателем для крупной промышленности и «матерью» промышленных городов - отпала необходимость размещать предприятия вблизи бурных речных течений, и промышленность стала концентрироваться в городах, стягивая в них массы пролетариата. Железо стало превращаться в основной конструкционный материал, появились паровые мельницы с полностью металлическим оборудованием, железные суда и т.д.; развитие потребностей металлообработки привело к изобретению в 1797 г. металлорежущего токарного станка;
3-й, завершающий этап - первая треть XIX в. - ознаменован развитием парового транспорта (от паровой повозки Р. Тревитика, 1801 г., до локомотива с дымогарными трубками и других изобретений Дж. Стефенсона в 1825-1833 гг.) и перерастанием торгово-океанической гегемонии Англии в ее промышленную гегемонию, превращением Англии в мастерскую мира.
Социально-экономические последствия промышленного переворота: урбанизация, отрыв населения от земли и концентрация его в промышленных центрах (кроме Лондона, в Великобритании такими стали Бирмингем, Манчестер, Глазго, Шеффилд и др.); сдвиг занятости в обрабатывающую промышленность; централизация капитала - вытеснение с рынка мелких хозяев, не выдерживающих конкуренции с фабричной продукцией; образование класса наемных рабочих - промышленного и сельского пролетариата; установление жесткого режима дисциплинирования труда продолжительностью не менее 12 часов (а часто до 16-18); массовое применение женского и детского (начиная с 3 лет) труда в силу его беззащитности, дешевизны и «особых» преимуществ (малый «ост, тонкие пальцы); рост пауперизма и социального протеста (движение луддитов» - разрушителей машин - в нач. XIX в.; политически оформленное массовое рабочее движение - чартизм - в 1830-е гг.); изменение в структуре буржуазии - превращение промышленных фабрикантов в наиболее влиятельный слой предпринимателей; обострение конфликта интересов трех главных классов - лордов-землевладельцев, промышленной буржуазии и пролетариата. Стремясь к политическому влиянию, английская буржуазия добилась в 1832 г. избирательной реформы, обеспечившей ей представительство в парламенте, и к 1850 г. - отмены законов, ограничивавших свободу торговли - запрета на импорт хлеба и Навигационного акта. Более дешевые и добротные английские ткани вытесняли с рынков товары других стран; континентальная Европа оказалась в зависимости от английских паровых машин, станков, металла, угля. Благодаря быстрому развитию новых видов водного транспорта (быстроходных парусных судов - клиперов - и пароходов), Англия стала не только мировым фабрикантом, но и мировым перевозчиком товаров и закрепилась в положении мирового банкира: Лондон был мировым финансовым центром, а британский фунт стерлингов доминировал в принятой в 1870-х гг. США и континентальной Европой по английскому образцу международной валютной системе золотого стандарта.
4.1. Промышленный переворот в прирейнской Европе
Начавшись в Англии, промышленный переворот в XIX в. охватил и другие страны Запада. При различии сроков и национальном своеобразии можно выделить общие черты, отличавшие промышленную революцию (индустриализацию) в других странах Европы от английского образца:
Англия | Европа | |
Роль сельского хозяйства при переходе к индустриализации | значительная | ограниченная |
Темпы промышленного роста | равномерные | ускоренные |
Структура ведущих отраслей | преобладание текстильной промышленности | преобладание тяжелой промышленности |
Зависимость от внешних кредитов, иностранных капиталов, банков | незначительная | значительная |
Роль государства | ограниченная | основная |
Ранее других европейских стран, после Англии, промышленный переворот завершился в Бельгии - новом государстве, образованном из большей части (за исключением герцогства Люксембург) бывших южных Нидерландов. Южные Нидерланды провозгласили свою независимость в 1790 г. под воздействием Французской революции, но в 1794 г. были присоединены к Франции, а затем вошли в состав империи Наполеона. В 1815 г., после крушения Наполеона, вместе с бывшими голландскими провинциями они были объединены в Соединенное Королевство Нидерландов. К моменту нового обретения Бельгией государственной независимости в 1830 г. в стране уже набрал силу процесс индустриализации. Король Нидерландов продал английскому инженеру-предпринимателю Дж. Коккерилю замок князей-епископов Льежа, где были оборудованы первые в континентальной Европе мастерские по изготовлению паровых машин и ткацких станков, а затем крупный металлургический завод. Также по инициативе короля в 1822 г. был создан «Всеобщий банк Бельгии», ставший главным кредитором промышленности страны. К 1850 г. Бельгия стала страной с наибольшей густотой железных дорог и добывала угля больше, чем вся остальная континентальная Европа.
Промышленный переворот во Франции начался еще в конце XVIII в., но завершился лишь после 1850 г. В стране, где были заложены основы современной теоретической химии (А.Л. Лавуазье), было положено начало и химической промышленности (изобретение промышленного способа получения соды Н. Лебланом, 1787 г.). По проекту химика А. Фуркруа была основана в 1794 г. Политехническая школа для подготовки кадров технологов. Однако политические потрясения на протяжении многих десятилетий не способствовали экономическому прогрессу страны. После очередного государственного переворота в 1851 г. власть захватил Наполеон III («маленький племянник великого дяди»), покровительствовавший ускоренному развитию тяжелой промышленности посредством широкого предоставления правительственных кредитов, в том числе специальных займов для технического переоборудования предприятий. Наполеон III поддержал создание акционерного банка «Кредит Мобилье» для мобилизации сбережений населения в целях финансирования железнодорожного строительства. Основанный финансовыми дельцами братьями Перейра, «Кредит Мобилье» стал прообразом системы долгосрочного промышленного кредитования, получившей наибольшее распространение в индустриализации Германии.
После Тридцатилетней войны и Вестфальского мира 1648 г. в разоренной и раздробленной Германии восторжествовала феодальная реакция. Значение дальней торговли и городов упало; возросла лишь роль городов нового типа - княжеских резиденций (Берлин, Дрезден, Мюнхен). Купцы стали агентами-посредниками французских, голландских, английских коммерсантов; в германские земли ввозились преимущественно колониальные товары (кофе, сахар, табак, шелк), а вывозились скот, продовольствие, сырье. Землевладельцы в германских землях восточнее Эльбы - юнкеры, как и польские паны, принудили крестьян к барщине ради продажи произведенного хлеба на внешние рынки.
Немецкие князья - курфюрсты (их было более 300) - получили по Вестфальскому миру право самостоятельной внутренней и внешней политики и торговали своими голосами при выборах императора. Последний, как правило из дома Габсбургов, не имел реальной власти нигде, кроме своих наследственных австрийских владений.
В XVIII в. на северо-востоке Германии усилилась Пруссия (королевство с 1701 г.) со столицей Берлином. Милитаризованная своими властителями и расширившаяся за счет раздела земель, Пруссия стала соперничать с Австрией за преобладание над остальными германскими государствами. В 1806 г. Наполеон Бонапарт формально ликвидировал Священную Римскую империю германской нации и создал послушный себе Рейнский союз из 12 западногерманских княжеств. После поражения Наполеона Пруссия и Австрия оказались в числе держав-победительниц вместе с Россией и Англией. На Венском конгрессе 1815 г. были созданы Священный союз «великих держав» России, Австрии и Пруссии и Германский союз во главе с Австрией и Пруссией из 34 государств и 4 вольных городов. Характерно, что часть владений Австрии (в т.ч. земли Венгрии и северо-востока Италии) и Пруссии не были включены в состав Германского союза, усиливая нелепую мозаичность этого объединения. Государства Германского союза были отгорожены друг от друга таможенными барьерами, различными системами торгового права, валют, мер и весов. Это тормозило экономическое развитие.
Однако промышленная волна из Англии и Бельгии во второй четверти XIX в. достигла и германских земель. В 1834 г. Пруссия стала инициатором создания Германского таможенного союза, и тогда же в ней возникла первая фабрика, организатору которой удалось завербовать несколько английских сталеваров. Помощь английских инженеров способствовала созданию еще ряда предприятий к концу 1830-х гг. Для овладения английскими технологическими секретами германские предприниматели прибегали и к промышленному шпионажу. Но более значительна была роль традиций цехового ремесленного мастерства и государственной поддержки. Прусское правительство, поощряя со второй половины 1830-х гг. железнодорожное строительство, своими заказами способствовало превращению в образцовые капиталистических предприятий паровозостроительного и металлургического заводов Августа Борзига - искусного механика, из-за чересчур толстой шеи признанного непригодным к королевской военной службе, но исправно (и с прибылью для себя) послужившего монархии железнодорожными линиями, мостами и локомотивами. Традиции прусского милитаризма способствовали успеху другого крупнейшего предпринимателя - Альфреда Крупна, начавшего отливать стальные пушки. Свои пушки Крупп демонстрировал на всех Всемирных выставках, начиная с первой (Лондон,1851 г.), где он также опередил английских, бельгийских и французских фабрикантов в соперничестве по производству самого крупного слитка тигельной стали. В 1867 г. на выставке в Париже Крупп выставил пушку, которую сам именовал «монстром, какого еще не видел свет» (ствол - 50 т, лафет - 40 т). Кроме «Гран-при», Крупп получил от императора Наполеона III офицерский знак ордена Почетного легиона. А через три года крупповские пушки обстреливали Париж, во многом предопределив победу Пруссии в войне с Францией.
Франко-прусская война 1871 г. подвела черту под успешной политикой объединения Германии «железом и кровью», проводившейся прусским канцлером О.фон Бисмарком. После развалившей Священный союз революции 1848-1849 гг. более двух десятилетий ушло на решение вопроса, вокруг какой монархии - прусской или австрийской - объединяться германским государствам. После военной победы над Австрией в 1866 г. Пруссия в 1870 г. завершила объединение Германии вокруг себя - без Австрии, которая с 1867 г. стала называться Австро-Венгерской империей. Победа Пруссии над Францией закрепила образование Германской империи, а присоединение богатых железной рудой и промышленной традицией Эльзаса и Лотарингии стало одной из предпосылок для мощного индустриального рывка объединенной Германии в конце XIX в.
2009-05-18 01:48:25 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |