История экономических учений. Ч. 1
6.4. Ф. Энгельс об основном противоречии капитализма
Ф. Энгельс, не ограничившись ролью спонсора, редактора и издателя «Капитала» Маркса, написал книгу «Анти-Дюринг» (1878), где в популярной форме систематизированно изложил свои взгляды и взгляды Маркса на политэкономию капитализма и социализма.
Отправляясь от марксова «закона движения капиталистического общества», - закона прибавочной ценности - Энгельс сформулировал основное противоречие капитализма как противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения. Это противоречие, по Энгельсу, является формой противоречия между производительными силами и производственными отношениями и проявляется в «антагонизме между пролетариатом и буржуазией», в противоположности между организацией производства на отдельных фабриках и анархией конкурентной борьбы в масштабах всего общества, в противоречии между производством и потреблением, в периодических кризисах. В последних «капиталистический способ производства изобличается в своей неспособности к дальнейшему управлению производительными силами».
С другой стороны, рост масштабов производства и обмена приводит к акционерной форме предприятий и к переходу в руки государства крупных средств сообщения (почты, телеграфа, железных дорог), что «доказывает ненужность буржуазии» ввиду перехода к наемным служащим всех общественных функций». Государственную собственность на средства производства Энгельс представлял переходной формой к обществу «ассоциированных производителей», т.е. к социализму.
6.5. Маркс и Энгельс об организации производства, обмена и распределения в плановом хозяйстве
Критикуя социалистов-утопистов, Маркс и Энгельс не могли избежать набросков очертаний коммунистической общественной формации, переход к которой они представляли в форме диктатуры пролетариата, а материальные предпосылки - в развитых капитализмом производительных силах и «обобществлении труда». В общих чертах контуры нового общества во многом совпадали с проектами социалистов-утопистов по принципу антитезы строю капиталистической конкуренции:
- вместо разделения труда - перемена труда как средство его превращения в самодеятельность и форму всестороннего развития личности;
- вместо «невидимой руки» рынка - сознательная организация общественного производства по единому плану (планомерность);
- вместо распределения по факторам производства - распределение «каждому по его труду» - на низшей фазе коммунизма и «каждому по потребностям»
- на высшей фазе, когда «все источники общественного богатства польются полным потоком».
Коммунистическое производство, в представлениях Маркса и Энгельса» непосредственно общественное», (т.е. исключает товарный обмен и деньги), «ассоциированный труд, выполняемый добровольно, с готовностью и воодушевлением»; «каждый ребенок с 9-летнего возраста должен часть времени быть занятым производительным трудом, сочетаемым с умственным образованием и гимнастикой; общество вырастит «новое поколение всесторонне развитых производителей, которые понимают научные основы всего промышленного производства и каждый из которых изучил на практике целый ряд отраслей производства от начала до конца» (отсюда идея трудовой политехнической школы советских педагогов-марксистов).
Если перемену занятий как средство сделать труд наслаждением живописал Ш. Фурье, если идея политехнического воспитания многосторонних работников, (а не «искалеченных экономических разновидностей») восходила к проектам Р. Оуэна, то идеи разумно комбинированного плана работ для общества в целом и вознаграждения каждого по его трудовым заслугам перешли в марксистский социализм, оставшийся утопией, из сен-симонизма.
6.6. Ревизионизм
Вскоре после смерти Энгельса его помощник в течение многих лет Эдуард Бернштейн (1850-1932) выступил с циклом статей, а затем с книгой «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии»(1899), призвав «товарищей» по II Интернационалу пересмотреть (ревизовать) взгляды Маркса и Энгельса на капитализм и рабочее движение «признать уже открытое» - противоречия между разными утверждениями Маркса и Энгельса. Ревизии Бернштейн рекомендовал подвергнуть следующие положения марксистской доктрины:
1) «теория катастрофы» - представление о движении капитализма к крушению под давлением собственных противоречий;
2) схема классового деления общества - вопреки Марксу с развитием крупного производства, во-первых, увеличивается не однородность сплоченности, а дифференциация рабочей массы; во-вторых, не убывает, а растет число мелких собственников капиталистов всех степеней - «средние слои не исчезают с лестницы общественных отношений»;
3) учение о диктатуре пролетариата - поскольку представители социал-демократии становятся, где только возможно, на почву парламентской работы, пропорционального народного представительства и народного законодательства - приемов, прямо противоречащих диктатуре;
4) предположение, что современная фабрика создает предпосылки к кооперативному труду, - не оправданы надежды Маркса на то, что управление производством в крупных размерах и в соответствии с новейшими требованиями науки осуществимо руками самих рабочих;
5) понятие «научного социализма» и соотношение идеалов и ближайших задач рабочего движения.
Бернштейн предложил формулу: «Движение - все, конечная цель - ничто» как формулу приоритета практических реформ в направлении поднятия рабочего из социального положения пролетария до положения равноправного члена «гражданского общества». Бернштейн подходил к социал-демократии как к «организаторскому либерализму», который ставит обеспечение гражданской свободы выше, чем осуществление какого-нибудь экономического положения. И хотя либеральные партии враждебны социал-демократии, социализм по своему духовному содержанию не только преемник, но и законный наследник либерализма как мирового исторического движения».
Ревизионизм Бернштейна расколол европейскую социал-демократию на согласившихся с ним оппортунистов и революционных марксистов. Последние, взяв верх в России, во многом определили характер XX века и третировали первых, хотя все критические замечания первого ревизиониста были правильными.
2009-05-18 01:44:44 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |