История экономических учений. Ч. 1
6.2. Философские и политико-революционные истоки марксизма
Уроженцы Германии, большую часть жизни прожившие в эмиграции в Англии - Карл Маркс (1818-1883), сын адвоката-еврея из г. Трира, и Фридрих Энгельс (1820-1895), сын самого богатого фабриканта г. Вупперталя, - начали свою деятельность как революционеры-публицисты и самые радикальные из молодых последователей прусского философа-систематизатора Г. Гегеля (1870-1931), разработавшего детальную концепцию диалектики - развития природы и общества из Абсолюта (Мирового Духа) через борьбу противоположностей, переход количественных изменений в качественные (со скачками в новые качества) и триаду (исходный момент, тезис - отрицание, антитезис - отрицание отрицания, синтез).
Маркс и Энгельс «перевернули» диалектику Гегеля, заменив ее идеализм историческим материализмом: определяющую роль в истории играют отношения людей в процессе общественного производства, меняющиеся в соответствии с развитием материальных производительных сил и образующие в совокупности «реальный базис общества», на котором возвышается «надстройка» политико-правовых форм и форм общественного сознания (религия, мораль, искусство и т.д.).
Базис и надстройка образуют общественно-экономическую формацию. В процессе развития материальных производительных силы накапливается противоречие с производственными отношениями, юридически оформленными как отношения собственности на средства производства. Это противоречие выражается в конфликте общественных классов (борьба противоположностей) и через революции (скачки) разрешается в переходе к более высокому качеству производственных отношений.
Таким образом, исторический материализм Маркса - Энгельса выступал как экономический детерминизм, дополненный учением о борьбе антагонистических классов, образующих единство противоположностей в разных формациях: рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные, буржуазия и промышленный пролетариат. Буржуазную формацию, основанную на прогрессе крупного машинного производства и частнокапиталистическом предпринимательстве, Маркс и Энгельс объявили последней антагонистической общественно-экономической формацией, создающей как материальные производительные силы для бесклассового общественного строя, который должен идти ей на смену, так и революционную силу для преобразования общества в такой строй - промышленный рабочий класс (пролетариат).
Маркс и Энгельс находились под мощным влиянием исторической (Д. Штраус) и философской (П. Фейербах) критики христианства в Германии и создавали свое учение как радикальный богоборческий гуманизм: человек должен вращаться вокруг себя, а не вокруг богоустановленного порядка или стихийных общественных отношений. Символом последних для Маркса и Энгельса стал рынок с его фетишизмом товаров - превращением продуктов человеческой деятельности в силы, господствующие над людьми.
Пролетариату Маркс и Энгельс приписали «историческую миссию» освобождения людей от отчуждения и овеществления труда посредством революционного ниспровержения основанных на товарном производстве и частной собственности отношений буржуазного «гражданского общества».
Маркс сначала отрицательно отнесся к понятию «коммунизм», распространившемуся в начале 1840-х гг. В 1844 г. Маркс писал, что коммунизм с его грубой уравнительностью и отрицанием высших форм культуры «еще не дорос до частной собственности», которую отвергает. Однако, под влиянием Энгельса, сблизившегося с рабочей средой и написавшего книгу «Положение рабочего класса в Англии» (1845) и много статей о различных коммунистических течениях и сектах в Европе и США, Маркс выбрал «коммунизм» как наилучший лозунг для массового революционного рабочего движения. Одновременно - также под влиянием Энгельса - «Наброски к критике политической экономии» (1844) и при его активнейшем содействии Маркс обратился к усиленному изучению политэкономии, вскоре поставив перед собой задачу - на основе развития трудовой теории ценности Рикардо обосновать экономическую программу антибуржуазной революции.
В 1848 г., на волне революционного энтузиазма, Маркс и Энгельс написали «Коммунистический манифест». В 1847 г. разразился третий кризис промышленного перепроизводства, охвативший уже не только Англию и США, но и Европу по обе стороны от Рейна, - это было истолковано авторами «Манифеста» как свидетельство неспособности буржуазных, частнособственнических производственных отношений справиться с колоссально развившимися и становящимися все более общественными по своему характеру производительными силами.
«Эпидемии перепроизводства», охватывая все большее число стран, повторялись в 1856, 1866, 1873, 1882, 1890 гг., питая революционность Маркса и Энгельса, которые упорно выдвигали на первый план «классовую борьбу как непосредственную движущую силу истории и особенно борьбу между пролетариатом и буржуазией как рычаг современного социального переворота», основали I (1864-1872) и II (1889) Интернационалы - Международные товарищества рабочих; приветствовали повстанцев-гарибальдийцев Италии, Парижскую коммуну (1871 г.), русский терроризм и т.д.
Присвоив своему учению горделивое название «научного социализма (коммунизма)», Маркс и Энгельс выводили его из 3-х источников - германской классической философии (особенно Гегеля и Фейербаха), английской классической (рикардианской) политэкономии и французского утопического социализма, причем отличием «научного» социализма от «утопического» считалось учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата как государстве переходного периода - от капиталистического общества к коммунистическому.
О конкретных чертах самого коммунистического общества Маркс и Энгельс не считали правильным говорить. И все же «намеки» (вопреки неоднократным декларациям, что их нет) были - не только достаточно определенные, но и продолжающие традицию поисков социалистической антитезы классической политэкономии и капиталистическому строю - поисков, отразившихся в многочисленных сочинениях и коммунитарных экспериментах утопистов первой половины XIX в.
В работе «К критике политической экономии» Маркс характеризовал «азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный» способы производства как «прогрессивные эпохи экономической общественной формации». Это замечание в XX в. стало основой формационного подхода - периодизации всемирной истории в соответствии с коммунистической идеологией.
1-й том «Капитала» был издан на немецком языке в 1867 г. (хотя написан он был в Англии, преимущественно на английском материале), 2-й и 3-й были опубликованы Энгельсом в 1884 и 1895 гг. уже после смерти Маркса. «Капитал» Маркс называл «самым страшным снарядом, когда-либо пущенным в голову буржуа». Предмет исследования он определил как систему капиталистических производственных отношений, а методом стало восхождение категорий по теоретической спирали через диалектические триады.
2009-05-18 01:44:44 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |