Эвристика. Ч. 1
7. УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Педагогическая эвристика основывается на следующих основных законах. Закон единства учебной и обучающей деятельности рассматривает учебный процесс как взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность обучающих и обучаемых. Иначе говоря, передача знаний, их усвоение и формирование системы знаний в соответствии с целями и задачами обучения регламентированы дидактическим треугольником:
Этот закон также называется законом «сущности обучения».
Педагог определяет пути, формы, средства и методы передачи знаний, которые, как предполагается, должны быть усвоены системно. В его же функции входит контроль за состоянием этих знаний и оценка результатов изучения учебного предмета. Обучаемые изучают учебные дисциплины под руководством педагога, приобретая соответствующие знания, навыки и умения, осваивают содержание учебных дисциплин. В высшей школе этот закон дополняется необходимостью проведения студентами научно-исследовательской работы, которая помогает им овладеть методами научного прогнозирования и эвристического поиска.
Закон единства обучения и воспитания рассматривает обучение и воспитание как единый акт воздействия на формирование личности, ведь кроме знаний, умений и навыков личность характеризуется и миропониманием. Обучение, воспитание и всестороннее развитие личности в законе взаимосвязи обучения и воспитания регламентированы педагогическим треугольником:
Закон преемственности знаний и последовательности научного развития регулирует связь научного содержания учебного предмета с предшествующими знаниями, исходит из них и развивает их.
Для дидактически обоснованных рекомендаций по научению эвристической деятельности существенное значение имеют уровни обучения как степень последовательно повышаемого познания в процессе освоения учебных дисциплин. Можно выделить четыре уровня обучения:
- уровень идентификации. Обучаемый распознает объекты изучения в ряду подобных;
- уровень репродукции. Уже предполагает рефлексию (рефлексия -процесс мышления, имеющий объектом самое себя). Основывается на памяти и понимании особенностей предмета изучения;
- уровень умения применять усвоенную информацию в практическом плане для некоторого класса задач и получения новой информации на основе использования усвоенного образца деятельности;
- уровень «трансформации», позволяющий ориентироваться в новых ситуациях и вырабатывать принципиально новую программу действий.
Некоторые исследователи придерживаются трех уровней усвоения:
- уровень восприятия, осмысливания, запоминания;
- уровень применения знаний в сходной ситуации, по определенному образцу;
- уровень применения знаний в новой ситуации.
Независимо от степеней дифференциации уровней обучения (усвоения) последний уровень в обоих случаях представляет ту ступень развития, на которой
требуются навыки эвристической деятельности и без которых их дальнейшее развитие будет осуществляться стихийно, на основе не оптимального перехода количества решенных задач в качество мышления.
Рассмотренные уровни отвечают четырем стадиям развития у детей способности осознания собственных мыслительных процессов (рефлексивного мышления):
8-9 лет - отсутствие самонаблюдения, направленного на собственные процессы;
9-10 лет - колебания в осознании умственных процессов;
11-12 лет - начальное проявление осознания собственных мыслительных процессов;
14-15 лет - осознание формальных операций своего мышления.
Эти стадии должны быть положены в основу разработок частных методик эвристической деятельности на ранних этапах их применения в учебном процессе. Дело в том, что эвристическая деятельность в основе своей проходит как мыслительный эксперимент, поэтому она в развернутом виде возможна только с 14-15 лет, когда сформулировано отчетливое сознание формальных операций мышления. До этого можно говорить только о развитии ее элементов.
Рассматривая педагогическую эвристику как дидактическую систему, необходимо выделить тот тип обучения, которому она соответствует. В педагогической практике имеют место разнообразные типы обучения: комплексное, опережающее, интегративное, проблемное, дифференцированное. Более всего нам подходит проблемное обучение. Проблемное обучение является средством формирования у учащихся творческой деятельности. Главная цель проблемного обучения при минимальных затратах времени - получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.
Проблемное обучение предполагает развитие учащихся в процессе обучения с помощью учебных проблем (задач, вопросов, заданий), решение которых нельзя получить по готовому образцу, на основе уже известных ученикам способов. Проблемное обучение включает воспроизведение поиска и решение проблемы преподавателем, выдвижение проблем преподавателем и решение их обучающимися совместно с преподавателем, создание проблемы преподавателем и разрешение ее в процессе самостоятельной деятельности учащегося, самостоятельную постановку проблем обучающимся на основе представленных преподавателем данных и самостоятельный поиск путей их решения.
Цельного и системного описания эвристического обучения в педагогической практике нет. Изучая имеющийся опыт по теории и практике активизации учебной деятельности, можно установить следующую трактовку фактов, относящихся к теории творчества:
1. Проблемное обучение отличается от эвристического метода, построенного на вопросно-ответной форме взаимодействия учителя и ученика. Эвристическая беседа не всегда ведет к активизации мышления. Исследовательский и эвристический методы - структурные элементы проблемного обучения.
2. В группу методов, обеспечивающих эффективное функционирование проблемного обучения, относят проблемное изложение материала, частично-поисковый или эвристический и исследовательский методы.
3. Проблемно-эвристический метод преподавания - это разработанная с учетом закономерностей и признаков обучения система приемов (правил) деятельности педагога по применению эвристических средств косвенного и перспективного управления учебно-исследовательской творческой деятельностью.
4. Обучение применению и самостоятельному открытию алгоритмов и эвристик требует использования проблемного метода.
Главная дидактическая задача эвристического обучения состоит, таким образом, в проектировании моделей творческих ситуаций, вовлекающих учащихся в творческую деятельность.
2009-05-16 02:44:01 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |