Эвристика. Ч. 1
22. ДИАЛОГ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Первичными интерактивными формами, в которых находит свое выражение эвристическая деятельность в процессе обучения или нахождения решения, является моно- и диалогическое общение. Монолог, или развернутое высказывание одного лица, обращенное к реальной или вымышленной аудитории, выступает как естественная форма обучения эвристической деятельности. Монологическое изложение может быть устным (в этом случае имеет место нормативный педагогический процесс) или письменным. В последнем случае формальные и содержательные рамки монолога существенно расширяются за счет учебной и иного рода литературы, которая излагает содержание предмета, методику его анализа и проблемное наполнение в виде целостной и завершенной личной позиции автора. Монологическим, по сути дела, является весь комплекс учебной литературы. Монолог можно рассматривать как наиболее естественную, исторически сложившуюся и методически оправданную форму лекционного обучения.
Разумеется, любое монологическое изложение может содержать (и, как правило, содержит) элементы диалога - вымышленной или реальной беседы двух и более собеседников, направленной на выяснение истины или решение проблемы. Элементы диалога могут оформляться в виде скрытой или явной полемики с некоторой точкой зрения, введением в монологический текст риторических и пр. вопросов. Таким образом автор монологического текста сознательно допускает в пространство своего рассуждения мнимого собеседника. Однако элементы диалога, присутствующие в монологическом изложении, сами по себе не способны придать ему подлинно диалогический характер, так как в этом случае все изложение должно полностью изменить свою внутреннюю структуру.
Диалог в широком смысле является, вероятно, самой ранней формой интерактивной эвристической деятельности. Здесь не имеет принципиального значения, воспроизводится ли в адекватной форме реальная беседа или же вымышленная беседа автора с самим собой. Важно лишь одно: структура диалогического рассуждения в наибольшей мере воспроизводит сам процесс и методику эвристической деятельности (как в самых простых, так и в сложных ее формах).
Особым видом диалога, исторически и теоретически наиболее значимым (в том числе и в педагогическом отношении), является зародившаяся в классической Греции эвристическая диалектическая беседа.
2009-05-16 02:44:01 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |