Эвристика. Ч. 1
17. ТВОРЧЕСТВО, ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИЗНАКИ
Творчество в точном и полном смысле этого слова присуще именно и только общественно-исторически развивающемуся и совершенствующемуся существу - человеку. В то же время творчество человека проявляется в самых многообразных формах: духовное творчество (моделирование будущей действительности), материальное творчество (практические действия по созданию новых объектов - изобретательство и т.п.). Все формы творчества связаны с мышлением и его производной - интеллектом, изучение которых сопряжено с многими трудностями. Отчасти это объясняет то, что системное изучение творчества началось лишь в XX в. и связано:
- с интенсивным развитием науки, в частности, психологии мышления, истории науки и техники, кибернетики, в которых стало возможным обобщение накопившегося большого фактического материала и на этой основе реализация принципиально новых научных подходов к решению новых проблем;
- с пониманием социального значения научного творчества как основы развития человеческого общества и его среды.
Необходимым условием развития творческого потенциала, прежде всего будущих специалистов, является понимание сущности творчества, знание закономерностей протекания и способов его осуществления на основе логико-эвристических функций мышления. Решение этих проблем возможно только учеными, представляющими многие специальности с последующей интерпретацией этих исследований в теории и методике обучения эвристической деятельности в учебном процессе, т.е. в педагогической эвристике.
Творчество - процесс создания нового, который требует выхода за существующие границы знания. Здесь и проявляется сложная структура творчества, а именно:
- необходимость системного понимания всех предыдущих знаний в конкретной области и их границ;
- навыки экстраполяционного прогнозирования дальнейшего развития и формулировки новых задач;
- умение находить новые методы их решения, что связано с эвристическими функциями мышления и информационным обеспечением эвристического поиска.
Структура творчества включает и многие другие элементы, связанные с тем, что решение творческих проблем часто требует выхода за рамки одной научной дисциплины. Реализацию рассмотренных структурных факторов невозможно осуществить только на основе логики и алгоритмических действий. Нужен эвристический подход, сущность которого проявляется в ориентации мышления (интеллекта) на поиск ранее неизвестных способов достижения новых целей, причем логические (алгоритмические и эвристические действия в процессе поиска взаимосвязаны, т.е. поиск осуществляется на основе логико-эвристической деятельности.
Проблемная ситуация характеризует собой особого рода отношения между личностью и объективной реальностью, которая выступает в виде научной проблемы или учебной задачи творческого типа. Человек в проблемной ситуации осознает ограниченность своего опыта и знания по отношению к объективной реальности. Признаком появления проблемной ситуации выступает возникновение трудностей в достижении цели, которая проявляется в недостаточном знании информации и способах ее переработки. В этих условиях формулируется потребность в новых сведениях, знаниях о способах разрешения возникших противоречий, для чего осуществляется их поиск на основе эвристической деятельности. Противоречие является ядром проблемной ситуации и выражает потребность человека связать возможное и необходимое. Разрешение этого противоречия требует создания либо новых вещей, либо качественно новых способов действия. Таким образом, творчество в этом плане выступает как деятельность, направленная на решение проблем, нестандартных задач.
Творческий поиск начинается с осознания проблемы и ее постановки, а ее разрешение становится содержанием творчества, которое регулируется логико-эвристической деятельностью. Такое диалектическое единство логической и эвристической деятельности обусловлено единством всех функций мышления.
В теории творчества выделяют наиболее общие признаки для всех видов творчества, позволяющие обособить творчество от множества других явлений, присущих человеческой деятельности.
К определяющим признакам творчества относят следующие:
1. Творчество есть интеллектуальная деятельность человека, состоящая в производстве нового. Способы творческой деятельности имеют логико-эвристическую основу.
2. В каждом процессе творческой деятельности в большей или меньшей степени используются новые способы получения или переработки информации, нахождение которых направляется эвристическим поиском.
3. Творчество, как правило, основано на рациональном комбинировании существующей информации, в результате чего получается новая информационная система, расширяющая границы существующего знания. Комбинирование основано на системно-эвристическом подходе. Гениальные открытия принципиально нового не связаны с какими-либо закономерностями. Хотя их появление и подготовлено всем ходом развития науки, все же время появления и понимания их гениальности часто не совпадают.
4. Творчество выступает как форма познания действительности и связано с ее отражением, законами развития и функционирования. Любое познание нового основано и направляется логико-эвристической деятельностью.
2009-05-16 02:44:01 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |