Риторика
3.5. Образ автора в судебной речи
Картина развития образа оратора выглядит следующим образом:
Судебная риторика, появившаяся в результате судебной реформы Александра II (суды присяжных), добавила новый тип красноречия - судебное ораторство. Судебное ораторство в суде присяжных было окрашено литературно-художественными ассоциациями в связи с тем, что художественная литература в конце XIX в. стала самым влиятельным видом речи. Судебное ораторство при формировании образа оратора становилось более стилистически дифференцированным. Индивидуально авторские стили наслаивались на общий образ «добродетельного мужа, искусного в речах», характерный для судебного ораторства античности.
На митингах во время февральской, октябрьской революций и гражданской войны сложился еще один тип ораторства - оратор-агитатор. Агитатор выступает перед самой неопределенной по составу аудиторией - толпой. Толпа требует от оратора смены настроения и призывов к действию. Поэтому ораторская речь кратка и апеллирует к прямым интересам толпы. Энергия толпы направлена главным образом на разрушение. Поэтому оратор-агитатор или призывает толпу разрушить что-либо и кого-либо, или подстрекает ее чувства инсинуациями. Оратор должен говорить и выглядеть как один из толпы, которая отличается многообразием типов. Позиция оратора состоит в том, чтобы слиться с толпой или с ее частью и быть как бы выразителем идей целой толпы или ее части.
В области собраний (партийных, профсоюзных, производственных и др.) благодаря организованности аудитории возобладал еще один тип оратора: скрещенный образ агитатора и «мужа смысленного». С одной стороны, он говорит от лица участников собрания, воплощая их интересы, как на митинге, с другой - советует как «обернуть дело» во благо аудитории.
3.6. Образ автора в гомилетике
Гомилетика на русской почве - один из ведущих видов речи. Русская гомилетика - это прежде всего церковная проповедь, которая связана в одно целое с учебной речью. Русский законоучитель - это не только проповедник, но и учитель грамоты. Светский учитель появляется лишь в XVIII в.
Главные черты русского проповедника - церковный, иноческий костюм, аскетизм (умеренность в пище, отсутствие соли, сокращение сна, ношение вериг и др.). Но существует особая форма русской аскезы - культуросозидательная. Она состоит в том, что аскет находил необитаемое место, которое могло бы стать обитаемым и быть продуктивным культурообразующим центром. Он начинал обживать этот центр. Обживание местности состояло в ее расчистке, устройстве жилья и церкви, развитии ремесла, приводивших к образованию поселений, а иногда и городов, т.е. особенностью русской проповеди можно считать обживание места для других. Примером может служить житие Нила Столбенского или Сергия Радонежского.
Еще одной особенностью русского проповедника была его неподсудность и неподчиненность светским властям. Русский монах и священник подлежал только церковной юрисдикции.
Образ русского проповедника сочетался с представлением об истории цивилизованных земель - всей известной тогда ойкумены, вмещавшей разные народы, что отразилось в житийной литературе и богослужении. Это создало историчность сознания русской цивилизации и ее принципиально не ксенофобный характер, включая и уважение к иным религиям, и понятие широты пространства, охваченного цивилизациями, понимание того, что русская земля, есть часть цивилизации.
3.7. Образ автора в учебной речи
Начиная с XVIII в. русское учительство делится по профессиональным направлениям учебных заведений:
1. Духовные семинарии.
2. Военные, морские и профессиональные учебные заведения (лицеи, институты, училища, корпуса, академии).
3. Университеты и гимназии - центры общего образования.
4. Частные образовательные учебные заведения (пансионы) и домашнее учительство.
Эти четыре направления дают каждый свой тип педагога, свой образ представителя учебной гомилектики. Такой тип образования можно назвать ранней профессиональной ориентацией. Ранняя профессиональная ориентация не столько в обучении, сколько в воспитании, когда педагог сам является представителем данной профессии.
В духовных семинариях преподают главным образом люди духовного звания. Институты, лицеи, корпуса, школы ориентированы составом руководства преподавателей на профессию: административную (лицеи), корпуса и школы - на военную и морскую, горную, транспортную, медицинскую, коммерческую. Университеты - на общее гуманитарное, философское и медицинское образование. Частные пансионы заняты воспитанием светских людей.
Образ преподавателя в России - это специалист, государственный служащий и педагог в одном лице.
В пореформенное время начинается развитие массовой начальной школы. Появляется тип сельского и городского учителя начальной светской школы (в отличие от батюшки - учителя грамоты и законоучителя). Возникает движение за создание моноязыковой русской школы. Этот тип учебной гомилектики дает педагога-народника. Человека либо антирелигиозного, либо сомневающегося и демократически настроенного, склонного, как показывает содержание учебников, к «сомнению в основах» общественной жизни.
2009-05-16 01:04:01 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |