Правовое регулирование аудиторской деятельности
1.2.2. Ведомственный финансовый контроль
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильностью ведения учета и составления государственной отчетности.
Обязательность проведения ведомственного финансового контроля предусмотрена и Бюджетным кодексом РФ. Распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.
Этот вид контроля осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно - один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года в остальных учреждениях и организациях. Деятельность контрольно-ревизионных служб министерств и ведомств находится, в свою очередь, под контролем Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации. Сфера ведомственного финансового контроля - сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.
Ведомственный финансовый контроль имеет определенные положительные стороны: в его осуществлении участвуют специалисты, хорошо знающие специфику отрасли, ее экономику и технологию, особенности учета и проведения ревизий, а вышестоящие организации, в пределах своих прав, могут оперативно применять конкретные меры по устранению обнаруженных недостатков. В то же время ведомственный контроль имеет и существенные недостатки: отсутствуют гласность и объективность, не соблюдаются и другие принципы контроля, такие как регулярность, оперативность, действенность. В комплексе с перечисленными недостатками они снижают качество и эффективность ведомственных ревизий и проверок.
В настоящее время в Правительство РФ внесены предложения по проекту постановления о ведомственном финансовом контроле. Это вызвано тем, что до настоящего времени министерства и ведомства РФ, органы управления субъектов РФ, а также различные объединения, ассоциации, союзы и другие органы управления, несмотря на кардинальные изменения, вызванные становлением рыночной экономики, создав собственные органы внутриведомственного финансового контроля (внутреннего аудита), все еще в основном продолжают руководствоваться Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 02.04.81 №325.
Отказ от административно-командных методов управления экономикой повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с законами и иными нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля следует отнести:
- контроль со стороны кредитных учреждений (коммерческих банков);
- контроль со стороны акционеров и участников хозяйственных обществ (ревизионные комиссии);
- внутренний аудит, осуществляемый аудиторскими отделами экономических субъектов или вышестоящими (головными) органами управления экономических субъектов;
- внутрихозяйственный контроль;
- независимый или внешний аудит.
2009-05-06 18:11:12 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |