Социальная психология управления
1.4. Организаторский потенциал руководителя
Перед социальной психологией стоит задача разработки теоретико-методологических подходов, позволяющих целенаправленно вести экспериментальный поиск надежных диагностических, психокоррекционных и обучающих методов для решения многочисленных прикладных проблем руководства производственными коллективами. Существуют два социально-психологических подхода к управлению: организационный и ситуационный. Социально-организационный подход в управлении - направление в управленческой науке и практике, где центральной является проблема эффективности и надежности организации. Ситуационный подход к управлению - подход, при котором выбор эффективной организационной структуры и механизма управления определяются особенностями ситуации, в которой находится организация.
Понятие организаторского потенциала. Рассмотрим организующую силу, которая объединяет членов коллектива или социальной группы, упорядочивает их функциональные связи и межличностные отношения, создает структуру взаимовлияния, способствуя в конечном итоге эффективности совместной деятельности людей в достижении ими общественно значимых целей.
Важно исследовать способности индивида не как изначально ему присущие, а как потенциальную динамическую структуру, тесно связанную с пространственно-временными и другими структурными характеристиками социального окружения индивида.
Способности - психическое свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Сущность способностей составляют качества психических процессов, лежащих в основе овладения знаниями, навыками, умениями и определяющих успешность выполнения деятельности. Развитие способностей - процесс изменения свойств человека на основе и под влиянием конкретных социальных условий. Поэтому реальные способности не могут быть поняты в границах лишь личностной системы.
Особое место занимает вопрос организаторских способностей. Об этом виде способностей трудно говорить только в общепсихологических терминах, поскольку он представляет собой феномен иного порядка, связанный с целым рядом факторов, не поддающихся чисто психологическому объяснению.
Только коллектив позволяет индивиду наиболее полно проявить свои способности. В наивысшей мере это положение относится к организаторским способностям, которые носят непосредственно коллективистский, межличностный характер и целиком зависят от особенностей той социальной среды, в которой они актуализируются. Поэтому, чтобы понять истоки организаторских возможностей индивида, необходимо прежде всего выяснить социальные предпосылки, обусловливающие ту или иную степень свободы индивидуального развития человека и пределы его общественной активности.
Поскольку организаторская деятельность и ее эффективность не могут быть объяснены на основе традиционных представлений о способностях, целесообразно ввести в научный обиход понятие организаторского потенциала.
Организаторский потенциал - системное качество, характеризующее не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой протекает организаторская деятельность данной личности. Иначе говоря, способность к организаторской деятельности - это не простая сумма личностных свойств, а системное качество, возникающее на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом деятельности последнего.
При изучении организаторского потенциала в первую очередь необходимо учитывать конкретно-исторические условия его проявления и функционирования. Практикуемая в западных странах политика участия работников в делах и прибылях фирмы направлена на создание у них иллюзии наличия организаторского потенциала. За этим кроется попытка снять последствия отчуждения труда.
Представляется полезным провести условное разграничение между понятием организаторского потенциала как функции и прерогативы социальной структуры и понятием организаторского потенциала как личного социально-психологического качества.
Первое приводит нас к анализу общественно-экономических условий, конкретно-исторической обстановки и вытекающей отсюда специфики организационных структур и должностных правомочий. Человек не только испытывает воздействие окружающей его среды, но и сам в ходе своей практической деятельности участвует в ее изменении и преобразовании.
Второе - организаторский потенциал какличное качество составляет предмет собственно психологического изучения. С этой стороны организаторский потенциал проявляется в системе отношений индивида к окружающей среде и к самому себе. В окружающей среде наиболее важен другой человек. Другими важнейшими переменными выступают отношения к труду, точнее, к своей деятельности вообще, а также к самому себе, как обратная субъективная связь с отражаемым миром.
Психологи разных школ и различной философской ориентации (У. Джеме, В. Штерн, К. Левин, Г. Оллпорт) и отечественные ученые Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев, Л.И. Божович особо важное место отводили системе «самоотношения» (доминантной установке индивида по отношению к самому себе), самосознания и самооценки. Самоотношение выступает базовой предпосылкой для формирования самосознания. Опосредованность отношения человека к себе через его отношение к другим людям делает возможным и развитие его самосознания как индивидуальности.
Чтобы внести терминологическую ясность, отметим, что понятие «самоотношение» шире понятий «самосознание» и «самооценка», так как круг явлений, охватываемых термином «самоотношение», включает также неосознаваемые моменты психической жизни индивида. Отсюда познание человеком самого себя есть во многом процесс трансформации самоотношения в самосознание.
Самоотношение по своей природе социально и непосредственно связано с отношением к окружающему миру через эмоциональный, когнитивный и поведенческий каналы. Между последними существует связь, обеспечивающая индивиду относительно стабильную и непротиворечивую картину мира и самого себя. Таким образом, отношение и самоотношение структурно идентичны и отличаются лишь объективной направленностью.
2009-05-06 15:52:12 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |