Судебная риторика
Фигуры мыслей, действующие на воображение:
а. Изображение (hypotiposis) - видение, живая картина, представляющая предмет или происшествие так живо, как будто оно действительно происходит в глазах ваших, и мы видим его. Она легко воспламеняет страсти: удивление, жалость, досаду, мщение и пр.
б. Одушевление (prosopopoeia) - волшебство чувств, когда бездушному или отвлеченному предмету дается и жизнь, и действие. Сия фигура сильно поражает воображение.
в. Заимословие (sermocinatio) - прекрасный оборот, влагающий слова в уста отсутствующего или умершего. Часто сия фигура соединяется с одушевлением, когда бездушному предмету сверх жизни и действия даются слова.
г. Противоположение (antithesis) - искусство противополагать предмет предмету (контрасты) или мысль мысли.
д. Сравнение (parallellus) - сильное сличение подобных предметов, близких действий или свойств. Сия фигура особенно свойственна древним русским стихотворениям.
е. Определение риторическое (descriptio, Paraphrasis) - описание, вычисление главнейших качеств, важнейших свойств и принадлежностей, пленительных для воображения.
ж. Напряжение (energia) - собрание многих кратких и сильных мыслей об одном предмете. Сходна с наращением. Разность: та постепенна и убеждает разум, а напряжение усиленно и внезапностью действует на воображение.
з. Превышение (auxisis) - говорить больше, нежели сколько разуметь должно.
и. Умаление (me/'os/s, Tapinosis) - говорить меньше, нежели сколько разуметь должно.
к. Невозможность (impossibile) - трудно сравнивается с невозможным и последнее почитается удобнейшим.
Фигуры мыслей, пленяющие сердце:
а. Сообщение (Communicatio) - доверенность к слушателям, когда ссылаемся на совесть их. Она показывает добродушие, совершенную уверенность в истине и тем самым пленяет сердце.
б. Сомнение (Dubitatio) - приятное недоумение, трагическое борение страстей, показывает неизвестность, чему следовать, на что решиться. Всякому приятно поверять собственное сердце в чувствах другого.
в. Умедление (Sustentatio) - мысли и слова клонятся в одну сторону, а действие неожиданно переходит в другую. Сия неожиданность приятна сердцу.
г. Обращение (Apostrophe) - живое чувство, говорящее к отсутствующему, бездушному и даже отвлеченному предмету. Оно предполагает во всем жизнь и трогает душу.
д. Прохождение (Praeteritio) - показывая вид, будто желает умолчать, вычисляет все и, чем неприметнее, чем добродушнее, тем сильнее увлекает сердце и даже убеждает разум. Употребляется также при вычислении многих доказательств или свидетельств, ибо говорит в полтона, мимоходом.
е. Удержание (Aposiopesis) - нечаянно прерывает речь, не докончив мысли или чувства. Сходна с умолчанием: та недоговаривает одного слова, а удержание - целой мысли.
ж. Заклинание (Execratio) - призвание всех бедствий: на голову ненавистную или на свою собственную за нарушение клятвы.
з. Желание (Votum) - прошение, требование всех благ или чего-либо чрезвычайного для себя или для существа, милого сердцу. Употребляется в заключениях описаний и речей.
и. Вопрошение (Interrogatio) - превращение мысли или чувства в вопрос, не требующий ответа.
к. Восклицание (Exclamatio) - невольное движение души, мысль, чувство, вырывающееся в сильной страсти. К ней относится и совосклицание (Epiphonema)
- тоже восклицание, но только всегда оканчивающее речь и притом заключающее в себе важную мысль.
Оценить полезность всех этих приемов, можно только очень внимательно продумав возможность их использования в судебной речи.
Существуют еще два элемента общей риторики.
4. Память (memoria). Перед тем как произнести отобранный и записанный материал речи, необходимо его запомнить. «Память есть крепкое в разум взятие вещей словесных», - читаем в «Риторике» 1620 года. Но как осуществить это закрепление в памяти? Кроме индивидуальных способностей и индивидуальных приемов существуют универсальные приемы подготовки к произнесению будущей речи. В сущности вопрос памяти - это вопрос домашней проработки материала речи. Чем больше ритор (любой говорящий) продумывает текст будущей речи, чем богаче «копилка» его памяти. Он может делать это в разной форме:
- заучивание наизусть с повторением про себя или вслух написанного текста («зубрежку» как механическое запоминание необходимо отличать от осмысленного, вдумчивого проговаривания текста);
- неоднократное прописывание, редактирование текста, невольно проявляющееся затем и в устном воспроизведении;
- пропитывание вслух приготовленного текста с проверкой запоминания;
- произнесение речи без письменного текста - самостоятельно или перед кем-то;
- пропитывание или проговаривание текста с записью на магнитофон и последующим анализом собственной речи.
5. Произношение и телодвижение (pronuntiatio). Оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах. Это последняя стадия в реализации речи, хотя восприятие речи слушателем начинается уже с оценки внешнего вида оратора и его произношения.
«Смысл слов зависит от того, каким тоном они сказаны» (пословица). Неслучайно великий древнегреческий оратор Демосфен называет главным в ораторском искусстве «произношение и телодвижение».
В произношении необходимо обращать внимание на ряд моментов: темп и ритм, пауза, интонация, громкость, тембр голоса, логическое ударение, артикуляция, постановка дыхания. Манеры оратора имеют огромное значение для представления личности говорящего в речи. Человек говорит не только при помощи языка, но и с помощью тела: «говорят» руки, ноги, поза, мимика и т.д.
Частная риторика
В частной риторике рассматривают правила и рекомендации к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности. Вот как определял частную риторику Н.Ф. Кошанский: «Частная риторика есть руководство к познанию всех родов и видов прозы, она изъясняет содержание, цель, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки каждого сочинения, показывая притом лучшие, образцовые творения и важнейших писателей в каждом роде.»
Современная риторика должна включить в сферу своего изучения максимальный состав форм и видов словесности. Воспользуемся схемой Ю.В. Рождественского:
1) устная речь: а) дописьменная речь, не имеющая письменной основы (разговорно-бытовая речь, молва, фольклор); б) риторическая речь, то есть устная речь, которая может иметь письменный прототип (политическая, судебная, эпидейктическая, учебная, пропагандистская, проповедническая); в) репродуцирующая, то есть устно копирующая письменную речь (дикторская, театральная);
2) письменная речь (письма, документы, сочинения);
3) печатная словесность, литература (художественная, научная, журнальная);
4) массовая коммуникация, подразделяемая на массовую информацию (радио, телевидение, газета, кино, реклама) и информатику.
2009-05-06 12:58:36 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |