Литературоведение
Кульминация - это момент высшего напряжения в развитии действии. Содержательное назначение кульминации заключается в наибольшем заострении проблемы произведения. В «Дворянском гнезде» кульминацией является приезд Варвары Павловны к Лаврецкому. В этом случае читатели будто бы вновь возвращаются к завязке романа. Однако это не так. Прошло уже много времени. Еще неясное вначале чувство героев романа успело оформиться и укрепиться. Лаврецкий и Лиза стали необходимы друг другу. Они уже не допускают и мысли о разлуке. Будучи моментом высшего напряжения действия, кульминация обычно влечет за собой немедленную развязку. Ждут ее и читатели «Дворянского гнезда». Как же поступят, что сделают герои романа, так любящие друг друга, так ясно понимающие невозможность для них мелкой и ничтожной жизни обитателей «дворянского гнезда»?
Развязка разрешает изображаемый конфликт или подводит к пониманию тех или иных возможностей его разрешения. Развязка в «Дворянском гнезде» - удовлетворение Лаврецким требований Варвары Павловны и уход Лизы Калитиной в монастырь.
Развязка «Ревизора»- обнаружение истинного положения Хлестакова и последовавшее за этим известие о приезде настоящего ревизора.
В некоторых произведениях встречаются и такие элементы сюжета, как пролог и эпилог. Пролог - это своеобразное вступление к основному сюжетному развитию. Предваряя это развитие, пролог раскрывает первопричины (подчас весьма далекие по времени) показываемых в произведении событий. Эти первопричины в значительной мере проясняют главный смысл дальнейших проистекающих из них положений и происшествий. Например, в весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» пролог знакомит нас с событием, имевшим место за пятнадцать лет до поселения Снегурочки в царстве берендеев.
Прологом произведение обычно открывается. Однако бывают случаи, когда писатель отступает от этого канона и переносит пролог в другое место, иногда даже в самый конец произведения. Завершающая гоголевскую повесть «Страшная месть» песня бандуриста рассказывает о разыгравшейся в далекие времена трагедии, действующими лицами которой были Иван и Петро, о гибели Ивана и о его «страшной мести». Именно эти события оказались первопричиной всех несчастий, совершившихся в семье Данилы и Катерины, и всех преступлений страшного колдуна - последнего из рода вероломного Петра. Поэтому-то песня бандуриста и является в «Страшной мести» прологом, хотя внешне и занимает место эпилога.
К эпилогу писатель прибегает тогда, когда считает, что развязка произведения еще недостаточно полно разъяснила направление дальнейшего развития изображаемых людей и недостаточно ясно определила их судьбы. В эпилоге писатель, кроме того, стремится сделать особенно ощутимым и авторский приговор над изображенным. Эпилог - это изображение окончательных следствий, вытекающих из показанных в произведении событий. В «Дворянском гнезде» из эпилога мы узнаем, что бесцельно скитавшийся в чужих краях Лаврецкий через ряд лет после описанных в романе событий вновь вернулся на родину.
Таковы важнейшие элементы сюжета. Но не обязательно они всегда присутствуют во всех произведениях. Подчас встречаются одни, отсутствуют другие, лишь подразумеваются третьи. Например, у такого известного писателя, как Хемингуэй, мы затруднимся выделить в отдельных рассказах не только экспозицию, но даже и такие элементы, как завязка и развязка. Движение событий идет в подобных рассказах (например, «На Биг-Ривер») столь равномерно и однородно, что не позволяет рассматривать его (движение событий) в привычных категориях сюжетики.
Композиция. Композицией называется построение художественного произведения. Оно способствует созданию единой, целостной картины жизни, или, говоря другими словами, созданию произведения как целого. Тургенев в романе «Отцы и дети» рисовал начавшееся в России второй половины 50-х годов столкновение демократических детей с дворянскими отцами. Позиция самого писателя в оценке изображаемого им столкновения была очень сложной. С одной стороны, Тургенев видел, что прогрессивная роль дворянства исчерпана и что передовым классом общества оно уже больше быть не в состоянии. Будущее, как это понял писатель, за людьми типа Базарова - разночинцами-демократами, с их кипучей энергией, способностью к труду; и действию, нерастраченной силой. С другой стороны, он не нашел у Базарова высоких положительных идеалов, не мог согласиться с его «нигилизмом», счел, что подобные его герою люди стоят лишь в «преддверии к будущему», а пока что обречены на гибель.
Художественное воплощение этого замысла Тургенева потребовало многочисленных изобразительно-выразительных средств, в том числе, конечно, и композиционных.
Тургеневу важно было показать социальный облик Базарова. И перед нами повествование о родителях Базарова, описание их дома, образа жизни, деятельности отца, портрет самого Евгения Базарова, диалоги Базарова с героями из дворянской среды, раскрывающие его социальные взгляды, отношение к естественным наукам, к медицине и многое другое.
Тургеневу нужно было раскрыть несостоятельность базаровского нигилизма. Для этого писатель проводит своего героя через испытание любовью и красотой как высшими, с точки зрения Тургенева, ценностям жизни. Это опять-таки влечет за собой обращение ко многим разнообразным композиционным средствам. Вводится в повествование о настоящем история из прошлого Павла Петровича - рассказ о его любви к княгине Р. Эту историю «нигилист» Базаров презрительно называет «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством».
Тургенев изображает затем отношения между Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой так, чтобы получилась перекличка с характером отношений старшего Кирсанова и княгини Р. И Базаров, не найдя взаимности, теряет вкус к жизни, ощущает странную усталость, работает лишь по инерции, машинально, что и приводит его к безвременному концу. Неожиданно для Базарова «романтизм» заявил о своих правах в нем самом.
Чтобы представить жизненную программу Базарова, его натиск на культуру, принципы и образ жизни помещичьего класса, а вместе с тем столь же ощутимо раскрыть жизненную программу противников Базарова, Тургенев сменяет авторское повествование и описание на остродраматические сцены: на страстные диалоги, ядовитые реплики - на всю эту словесную дуэль, венчающуюся позднее и настоящей дуэлью.
2009-05-05 18:07:32 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |