Активные формы социально-психологического обучения
В оснащение любой деловой игры входят инструкции, программы, алгоритмы обработки данных, причем в студенческой аудитории следует отдавать предпочтение без ЭВМ-ой форме проведения учебной игры.
Катализатором в деловых играх выступает администратор, имеющий некоторый набор факторов, влияющих на скорость протекания игры. Определенные стимулы к ускорению игры должны иметь и ее участники.
Критерием участия человека в социальной организованной деятельности выступает не его внутренняя потребность, а содержание нормы (проекта, плана, программы, технологии и т.п.). Если у исполнителя возникают затруднения, то организатор-управленец перестраивает норму, и исполнитель изменяет свои действия в зависимости от изменения содержания нормы. При несогласии с необходимостью реализации новой нормы исполнитель стоит перед необходимостью выхода из деятельности, чтобы уступить место иному исполнителю, «вписывающемуся» в производственную ситуацию. Если же исполнитель не принимает норму, сохраняя социальное самоопределение, готовность к вписыванию в социально-производственное существование, то ему остается лишь самому совершенствовать норму, входя в позицию организатора управленца.
Следовательно, в деловой игре результаты анализа жизни оцениваются с точки зрения ценностей функционирования и развития социального производства, социально-культурных систем. Жизнь человека рассматривается в рамках того, что подчинено «делу».
Возникает основной парадокс деловой игры. В отличие от художественной игры, где один раз переосмысливается образ жизни и затем многократно повторяется реализация сценария жизни со всеми проявлениями в «мелочах», в игре нет и не может быть заранее спроектированного поиска выхода из деловой ситуации. В то же время должен быть сценарий.
Парадокс разрешается в условиях игры напряженным организованным поиском с приданием ему характера или формы «мозгового штурма».
Игра проходит на основе индивидуального мыслительного поиска и согласованного мыслительного поиска, что требует вовлечения коммуникации между игроками и режиссером, а также между режиссерами (игротехниками), сценаристами и идеологами игры. Для удобства слежения за ходом игры исследовательская функция может автономизироваться, и появляется исследователь в игре.
6.2. Учение как процесс усвоения обучаемым различных видов человеческой деятельности
Деятельностный подход к учению дает возможность понять его как подлинно активный процесс со стороны обучаемого. Обучаемый выступает не как слепой организм, реагирующий пассивно (реактивно) на стимул, а идет навстречу предмету действия, обследуя и его и условия, в которых дан объект.
Учение - это процесс усвоения обучаемым различных видов человеческой деятельности.
При деятельностном подходе по-новому ставится вопрос о соотношении знаний, навыков и умений.
Знания, являясь образом различных предметов, явлений, всегда существуют в виде того или иного элемента действия. Они могут быть на месте предмета деятельности, входить в состав ориентировочной основы деятельности, быть конечным результатом, продуктом деятельности.
Целесообразно уточнить некоторые терминологические понятия. Так, например, задача — это поставленная цель в определенных условиях, которую стремятся достигнуть. С другой стороны, задачу можно рассматривать, как противоречие, способ решения которого известен, есть конкретные инструкции, положения и другие документы. Допустим поставлена задача — составить статистический отчет по установленной форме. Берется форма, инструкция по ее заполнению и исходная информация. Конкретная задача отрабатывается в строго определенных рамках. Способ ее решения известен организатору учебного занятия.
Совершенно другая ситуация, когда речь идет о проблеме. Как показывает практика, в большинстве случаев слушатели не чувствуют разницы между задачей и проблемой.
Проблема - в широком смысле- есть отсутствие ответов на сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная формулировка. Можно рассматривать проблему как противоречие, способ решения которого неизвестен.
В период проведения деловой игры необходимо рассмотреть противоречия между старыми и новыми знаниями, между новыми знаниями и старыми теоретическими предпосылками, между современными требованиями к данной проблеме и возможностью или невозможностью ее разрешения. Активизация познавательной деятельности слушателей будет зависеть от того, насколько слушатели осознают эти противоречия и тенденции их развития. Уточнение терминологических понятий очень важно при самостоятельной работе слушателей для взаимопонимания и единого взгляда на одну и ту же ситуацию.
В настоящее время отечественной наукой сформулированы следующие основные психолого-дидактические принципы создания и применения деловых игр в учебном процессе вузов, в том числе институтов повышения квалификации:
1. Деловая учебная игра служит дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления, выражающегося в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению и доказательству (обоснованию) субъективно новых для обучающихся профессиональных задач. Это достигается конструированием (на этапе разработки) и реализацией (в процессе игры) системы проблемных ситуаций и познавательных задач.
2. Предметным содержанием игры выступает имитация конкретных условий и динамики производства, а также деятельности и отношений занятых в нем людей; иными словами, моделирование двух реальностей: процессов производства и профессиональной деятельности специалистов.
3. Деловая учебная игра по целевой направленности оказывается двухплановой деятельностью, способствующей достижению двоякого рода целей - игровых и педагогических (учебных), при доминирующей роли последних.
4. Деловая игра конструируется и проводится как совместная деятельность участников учебного процесса в ходе постановки профессионально важных целей и их достижения посредством подготовки и принятия соответствующих индивидуальных и групповых решений. Совместная деятельность имеет характер ролевого взаимодействия, развертываемого в соответствии с предписанными или принимаемыми в ходе самой игры правилами и нормами. Выполнение участниками игровых правил, подчинение «нормам» профессиональных отношений и действий становятся обязательными условиями развертывания полноценной игры в обстановке условной практики.
5. Основным способом включения партнеров в совместную деятельность и одновременно способом создания и разрешения игровых проблемных ситуаций является двустороннее (диалог) и многостороннее общение (мультилог), обеспечивающее возможность выработки индивидуальных и групповых решений, достижение промежуточных и конечных результатов игры.
Реализация этих принципов позволяет осознанно конструировать и применять операционные игры как средство обучения специалистов и формирования их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной коммуникативной компетентности.
2009-05-05 12:22:13 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |