Юридическая психология
Длительное существование в нашей стране тоталитарного режима привело к специфической деформации правосознания. В правосознании большинства социальных групп и общества в целом доминирующим представлением стала карательная функция закона, а сами законы и другие нормативные акты воспринимались преимущественно как обязанность личности перед государством, а не как права. Игнорирование в законотворчестве личности в качестве главной правовой единицы отразилось на дисгармоничном противопоставлении норм и мер правового воздействия, зафиксировавших приоритетность отношений к государству и его институтам, по сравнению с правами конкретного человека. Одновременно низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступления от права, ярче всего проявлялась в неуважении права и пренебрежении им. Права человека - категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечить их незыблемость.
Негативное влияние на советских людей оказало выхолощение из-за заидеологизированности частноправовой сущности гражданского права. Вследствие последнего у людей была практически подавлена частная инициатива, а также заблокирован ведущий механизм творческого развития - чувство собственного достоинства.
В целом в условиях тоталитарного государства правовое поведение большинства советских людей строилось не в силу развитых внутренних правовых убеждений, а лишь на конформно-исполнительском (из-за наличия социотипической черты личности конформности) или на вынужденно - законопослушном уровне (подчинение закону в силу боязни наказания).
Взятый в постсоветский период в России курс на восстановление общечеловеческих ценностей, что, прежде всего, зафиксировано в статьях Конституции РФ, и одновременно активная разработка различных правовых кодексов вселяет определенный оптимизм. Об этом очень много пишут сами разработчики законодательства. Однако психологи на основе исследований отмечают, что тенденция к резкому разгосударствлению заключает в себе и существенные противоречия.
Учитывая, что правовые представления, интерпретация права принадлежат к самым сложным психосоциальным явлениям, имеющим комплекс исторических, государственно-иституциональных, мировоззренческих, личностных детерминант и одновременно множество характеристик или измерений, то в качестве основных групп условий, которые могут обеспечить эффективность функционирования правовых норм, выступают следующие:
1) макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права и т.д.);
2) микросоциальные условия ( субкультуральные правовые ориентации в различных формальных и неформальных социальных группах, трудовых и иных коллективах);
3) личностные условия (субъектная правовая активность в правотворчестве и правоисполнительном поведении).
На основе современных достижений и тенденций развития правовой психологии остановимся на научно-психологических предпосылках для реализации каждой из указанных групп условий.
Учет макросоциальных условий имеет целью гармонизовать объективные потребности общества, строящего правовое государство, и интересы его граждан. Последнее будет достигнуто, если при разработке законов, в непосредственной работе государственных и общественных институтов будут реализовываться следующие моменты:
во-первых, учитываться общественное мнение и уровень развитости правовой культуры населения в целом;
во-вторых, предприниматься целенаправленные меры по научному обоснованию и повышению престижа права в обществе;
в-третьих, наряду с политической и социально-экономической стабилизацией будет вестись активная борьба с правонарушителями, и осуществляться разноплановая профилактическая деятельность среди различных слоев и групп населения.
Отмечая важность реализации всех указанных моментов, в то же время следует особо отметить имеющую место недостаточную востребованность российскими законодателями достижений и рекомендаций психологической науки. Среди негативных причин последнего часто выступают, с одной стороны, иллюзии отечественных разработчиков законодательства, что они в состоянии самостоятельно выделять и решать проблемы, фактически требующие использования психологических знаний на профессиональном уровне, а с другой - отсутствие в современной юридической психологии концепции использования ее знаний в разработке законодательства и формирования практики его применения.
Учет микросоциальных условий, обеспечивающих эффективность норм права, предполагает реализацию социально-психологического мониторинга тенденций в развитии правовых субкультур, свойственных тем или иным социальным слоям и группам. Ведь последние всегда различаются практикой исполнения права, своеобразным пониманием его. Например, в среде бизнесменов, где оборот товаров и денег проходит быстро, соблюдение определенных правовых формальностей может замедлить скорость и наращивание объемов торгово-финансовых операций. Поэтому здесь в определенной мере легализована практика отступления от оперативного заключения юридических актов при продлении или заключении контрактов деловыми партнерами, т.к. сделки даже связанные с большим риском могут заключаться под устное «честное слово», на основе телефонных договоренностей и т.п.
Учет личностных условий субъекта, реализующего право, требует прежде всего, изучения соотношений внешней и внутренней правовой мотивации у конкретных типов людей. Мотивы правомерного поведения личности могут отличаться большим разнообразием:
1) убежденность в общественной пользе поступка;
2) долг перед обществом;
3) профессиональное чувство ответственности;
4) практическая полезность поступка для другого;
5) стереотип, привычное поведение;
6) конформизм, подчинение большинству;
7) боязнь юридической или моральной ответственности;
8) личная польза от совершения поступка;
9) эгоистические интересы;
10) негативные мотивы (месть, ревность и др.), реализуемые правомерными средствами.
Из приведенного перечня видно, что здесь представлены как мотивы общественные и сугубо личные, так и множество переходных и смешанных форм мотивации.
Существует необходимость создания условий для проявления личностью позитивной социально-правовой активности - добровольного, инициативного совершения действий, способствующих укреплению законности и правопорядка. Чтобы такая активность реально имела место, у человека должен быть интерес и уважение к праву, признание высокого престижа деятельности правовых учреждений, поиск наиболее эффективных путей использования своих правомочий и реализации своих гражданских обязанностей, долга в правовой сфере. Однако, хотя позитивная социально-правовая активность в полной мере соответствует духу правового государства и демократическому общественному строю, она еще не свойственна широким кругам российского населения. В индивидуальном правосознании россиян содержатся консервативные элементы (социальные привычки, установки), которые унаследованы от ранее полученной в советский период правовой деформации личности. На личностном уровне правосознания могут существовать два рода противоречий: одно связано с прямым, до сих пор имеющим место собственно правовым насилием и унижением достоинства личности со стороны государства, общества, его институтов; второе же - с неурегулированностью отношений личность - «другой» («другие»).
Противоречия в сфере отношений личность - «другие» в России усугубляется из-за того, что здесь, во-первых, до сих пор преобладают не правовые, а морально-этические регуляторы поведения (например, доверие - недоверие, совесть и пр.), а во-вторых, вместо взаимности в интерпретации прав и обязанностей партнеров по отношению друг к другу действует преимущественно механизм психологического обмена, реализуемый по формуле «ты - мне, я - тебе».
Единственно действенным путем построения у нас правового общества является путь «снизу», т.е. становления сознания личности и ее способности и умения оценивать и защищать свои права. При этом начальным моментом должно стать развитие у личности способности регулировать взаимоотношения с другим человеком без того, чтобы игнорировать чужие и жертвовать своими интересами.
2008-09-21 15:42:38 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |