История русской литературы. Ч. 1
I. СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ
Литературный процесс в России является органической частью мирового литературного процесса. Русская литература, насчитывающая в своем развитии десять с лишним веков, прошла через те же самые стадии, что и литература мировая (точнее - европейская). Как и в истории большинства европейских литератур, в истории русской литературы традиционно выделяются периоды древней (старой) и новой словесности. Древнерусская литература типологически принадлежит к средневековым европейским литературам, то есть ей свойственны те же самые стилевые и жанровые закономерности, что и другим литературам средневековья. Русская литература нового времени развивается в русле общеевропейского процесса, проходя через стадии классицизма, романтизма, реализма и вступая на рубеже веков (XIX - XX) в полосу общего мирового культурного кризиса.
В то же самое время русская литература - это феномен национальной культуры России, и национальное своеобразие культурного процесса определяет специфику эволюции русской литературы в целом.
О самобытности национальной культуры и литературы России впервые по-настоящему заговорили в конце XIX в., когда со всей отчетливостью стало ясно, какое эстетическое и нравственное богатство представляет собой русская классика XIX в.
«Положительно можно сказать, что почти никогда и ни в какой литературе, в такой краткий срок не являлось так много талантливых писателей, как у нас, итак сразу, без промежутка» (Ф.М. Достоевский).
«Культура у нас еще очень молода. Триста лет назад Англия имела уже Шекспира, Испания - Сервантеса, а немного позже Мольер смешил Францию своими комедиями. Наши же классики начинаются только с Пушкина; всего каких-нибудь сто лет. И смотрите, мы начинаем обгонять: Тургеневым, Достоевским, Толстым зачитывается весь мир» (А.П. Чехов).
В этих высказываниях примечательны два обстоятельства. И Ф.М. Достоевский, и А.П. Чехов, и многие другие деятели художественной культуры подчеркивают небывалый взлет, стремительность развития русской литературы. И оба в один голос утверждают, что эта литература «очень молода». А ведь речь идет о стране с тысячелетней историей и культурой, где классика стала закономерным итогом многовековой культурной деятельности, и для этого понадобилось согласное напряжение лучших духовных сил нации.
Конечно, А.П. Чехов и Ф.М. Достоевский говорили прежде всего о литературе нового времени (древнерусская литература была открыта по-настоящему только в XX в.). Наших классиков поражал ее стремительный взлет, напоминающий культурный взрыв, побудивший к жизни и просвещению огромную страну, полную надежд и великих возможностей. Но если мы обратимся к самому началу нашей словесности, к «золотому» времени Киевской Руси, то и здесь мы столкнемся с подобным же феноменом: внезапно, вдруг, словно на пустом месте появилась великая литература своего времени - эпические летописи, торжественное красноречие, вобравшее в себя красоту эллинского слова, не говоря уже о «Слове о полку Игореве». Что стояло за этим культурным взрывом - мы можем только догадываться. Несомненно одно: стремительность, концентрированность литературного процесса Руси-России является специфической чертой ее национальной культуры. Однако эта стремительность, это «вдруг» сочетается с противоположным явлением - замедленностью, неожиданным обрывом литературных традиций. Одним из первых о таких обрывах в истории русской культуры заговорил П.Я. Чаадаев в своем знаменитом «Философическом письме», отказав России вообще в праве находиться среди цивилизованных народов и государств. В начале XX в. о прерывистом и катастрофическом развитии России писал философ Н.А. Бердяев в своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма». Его выводы в полной мере можно отнести и к историко-литературному процессу в России, которому в полной мере свойственна подобная прерывистость, неравномерность, когда стремительное, концентрированное развитие русской словесности сменяется длительным застоем, медленной эволюцией литературных форм, стилей, направлений, индивидуального творчества.
Причины подобной неравномерности связаны, конечно, с историей России, но не только с ней. Ибо литература как искусство художественного слова относительно автономна, но обладает своими законами, и историко-литературный процесс - это прежде всего изменение поэтики, изменение жанровой системы, смена методов и направлений. Но в то же время, рассматривая конкретное движение литературных форм, полностью игнорировать исторический фактор (общественный, социальный, политический) нельзя, иначе мы впадаем в другую крайность.
Итак, какие же периоды в истории русской литературы мы выделяем? Об одном, самом большом делении мы уже говорили - это литература средневекового (древнерусская) и литература нового времени. Это деление опирается не только на смену исторических эпох, но и на смену двух эстетических систем, здесь перед нами настоящая литературная революция. Древнерусская литература охватывает период с X по XVII вв., внутри нее есть свои градации, свои периоды. Но в целом литературный процесс в это время носит замедленный характер, что объясняется общими, типологическими чертами средневековых литератур. Нетрудно заметить, что по сравнению с большинством европейских стран средневековый период в истории русской литературы является очень длительным. О причинах такой «консервации» средневековья в истории и культуре России очень точно писал Пушкин. Он не только отметил, что татаро-монгольское нашествие положило конец стремительному развитию древнерусского государства, сделав нас «совершенно чуждыми христианскому миру», но и увидел в этом «великое предназначенье» России: «нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всех помех». В результате в отличие от большинства европейских стран Россия не знала эпохи Возрождения - а ведь именно с эпохой Возрождения в Европе формируется литература нового времени.
Начало русской литературы нового времени традиционно относят к XVIII в. (или к рубежу XVII-XVIII вв.), а XVIII в. открылся петровскими преобразованиями и решительным разрывом с культурными традициями старой Руси. Конечно, определенная преемственность в историческом, культурном и литературном развитии сохранялась, да и сам этот переход к литературе нового времени был подготовлен в недрах поздней средневековой культуры. Но так или иначе, а XVIII в. положил начало формированию принципиально новой, светской культурной традиции, и современная культура является непосредственной наследницей петровских реформ. XVIII в. в истории русской литературы долго считался ученическим, несамостоятельным по сравнению с западноевропейской культурой нового времени.
Действительно, история русской литературы XVIII в., особенно ее начального периода, дает основания для подобного вывода, да и литературная традиция в России XVIII в. не смогла создать такой же законченной, совершенной в своем роде эстетической системы, как предыдущая литературная традиция Древней Руси. И тем не менее XVIII в. - это век обретения русской литературой ее национальной самобытности, и не будь его - не было бы и блестящего расцвета русской классики XIX в. Литература XVIII в. училась у западноевропейской и догоняла ее стремительно; спресованность, ускоренность историко-литературного процесса того времени, несомненно, вызвана тем, что русская литература за один век стремилась наверстать то, что Европа прошла за 3-4 столетия. Недаром большинство исследователей утверждают, что в литературе XVIII в. (особенно ее раннего периода) и причудливо совместились элементы Ренессанса и барокко, рационализма и просветительства» (См. «История русской литературы»: в 4 т. Л., 1980. Т.1. С. 445). Традиции русского просветительства и отчасти классицизма органически вошли в русскую классику XIX в. XIX в. являет нам полный расцвет русской литературы - стремительный, насыщенный в своем развитии и кратковременный. В XIX в. русская литература приобретает мировое значение, и решающая роль здесь принадлежит, разумеется, А.С. Пушкину, потому что именно Пушкин в своем творчестве преодолел резкое отставание русской литературы от ведущих европейских литератур и вывел ее вперед.
2008-09-20 15:29:18 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |