Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

ГОСы по государственному управлению

9. Характеристика элементов прямого и косвенного воздействия внешней среды


Под внешней средой, окружением понимается все то, что находится вне организации и оказывает на нее существенное влияние. Однако если система, испытывая также влияние, может сама достаточно сильно воздействовать на какой-либо внешний элемент, такого рода управляемый компонент следует относить не к среде, а включать в саму систему.

Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации.

По степени влияния на организацию можно выделить факторы прямого воздействия (или непосредственно деловое окружение) и факторы косвенного воздействия (общее окружение). К факторам прямого воздействия относятся поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные и общественные органы, регулирующие различные стороны деятельности организации.

Клиенты являются ключевой позицией для всякой организации, поскольку за счет клиентов организация существует и развивается. В обыденной жизни понятие клиент ассоциируется с покупателем магазина или посетителем ресторана. На самом деле оно гораздо шире и включает в себя как непосредственных потребителей продукции и услуг (пользователей), так и тех, кто приобретает эти услуги у организации (заказчиков). Во многих случаях потребитель и заказчик не совпадают. Четкое представление о том, кто является клиентом организации и каковы его потребности, является главным условием успеха организации. Организационные цели, структура, системы управления должны отражать эти потребности и обеспечивать их удовлетворение.

Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены к продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает товар/услугу в будущем, а также многие другие факторы.

Одним из важных условий выявления характера воздействия потребителя на предприятие является анализ того кто платит, кто покупает и кто потребляет, так как иногда все три функции могут выполнять разные лица.

Следующий фактор косвенного воздействия на предприятие, является фактор изучения поставщиков сырья, полуфабрикатов, энергетических и информационных ресурсов, финансов и другое, а также анализ степени их влияние на деятельность и функционирование организации.

С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

Крепкие и надежные отношения между фирмой и ее поставщиками – необходимое условие ее динамичного развития и процветания, стабильной деятельности.

Всех поставщиков можно разделить на несколько групп – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.

Власть поставщиков заключается в том, что когда они поднимают цены на сырье и материалы, фирме приходится повышать цену своих товаров.

Таким образом, отслеживая влияние поставщиков на деятельность предприятия можно уменьшить степень зависимости от конкретного поставщика, а также снизить степень риска, возникающего при изменении условий поставок и сотрудничества с поставщиком.

Огромное значение отведено роли конкурентов в деятельности любой фирмы, то есть тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Следующим рассматриваемым фактором прямого воздействия на функционирование фирмы станет анализ влияния законов и государственных органов.

Многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса.

Также, следует отметить важность влияния нормативно-правовых актов на саму деятельность фирмы (законы регламентирующие работу предприятия) и правовых актов, связанных с необходимостью лицензирования (связаны с деятельностью предприятия на определенном рынке или направленные на определенные товары и услуги), сертификацию определенных продуктов и товаров. Законодательное воздействие имеет огромное значение по отношению к созданию, функционированию и ликвидации предприятия.

Следующим пунктом непосредственного воздействия на предприятие является рынок рабочей силы и профсоюзы. Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Основными позициями анализа является наличие на рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, возраста, пола и т.п., а также определение стоимости рабочей силы.

К факторам косвенного воздействия относятся политические, экономические, социокультурные, научно-технические, природные, международные и др. факторы.

Экономические воздействия – это влияние на деятельность фирмы, которое является результатом таких факторов, как производство, распределение и потребление товаров и услуг в тех регионах, где функционирует данная фирма. Очевидно, что этот фактор является жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию.

Как и другие воздействия во внешнем окружении, социально-культурные факторы подвержены динамике. Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Большое значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения - независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.

Техника и технология (у некоторых авторов данная компонента называется Научно-технический прогресс) выделяются в отдельный фактор внешней среды (в дополнение к поставщикам), поскольку научно-технический прогресс превратился в одну из главных движущих сил развития человеческого общества и его институтов. С одной стороны, современная технология предоставляет организациям колоссальные потенциальные возможности для развития, радикальным образом изменяющие их цепи, структуру, системы управления. В то же время сегодня технологические достижения организации в гораздо большей степени, чем раньше, доступны конкурентам и создают основу для небывалого уровня конкуренции во всех сферах деятельности.

Следующим фактором внешнего влияния на деятельность фирмы является так называемая политическая компонента.

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей организации особое значение. Один из них - настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой.

Последним рассматриваемым фактором внешнего влияния являются международные события. Мы неслучайно отнесли этот фактор к концу анализа компонент косвенного воздействия, так как он имеет сравнительно малое значение в ряду остальных рассматриваемых факторов, особенно это характерно для деятельности малых предприятий и фирм не выходящих на международный рынок.

Однако анализ факторов международной среды представляет собой трудную насущную задачу, только для организаций выходящих на международный рынок. Для остальных фирм внешнее влияние данного фактора носит малозначительный характер и, в основном, не учитывается при анализе внешнего окружения деятельности предприятия.

 

2008-09-08 21:52:27 Ответы к ГОСамвернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75
76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125
126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149  
Яндекс.Метрика