Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение. Ч. 2.

1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ

Жанр - это индивидуальное бытие художественного творчества. Он образуется в результате преломления того или иного или тех или иных типов художественного содержания в литературном роде или в межродовом образовании. Тем самым складывается единство жанрового содержания и жанровой формы.

В ранние эпохи художественного развития преобладали жанры с жестким закреплением определенного содержания за определенной формой, например ямбы, элегии, трагедии - в древнегреческой литературе: альбы, серенады, сонеты - в средние века и эпоху Возрождения; трагедии, комедии, оды - в литературе классицизма. В последующем, особенно благодаря романтизму, утвердилось более свободное единство жанрового содержания и жанровой формы, например просто стихотворения или песни с любым типом художественного содержания - в лирике; роман и романическая повесть с самым различным сочетанием самоценно-личностного содержания с другими типами художественного содержания - трагическим, драматическим, этологическим, героическим, интеллектуальным, сентиментальным.

1.1. Эпические жанры

Эпические литературные жанры восходят к эпическим фольклорным жанрам, ближайшим образом к сказкам. С точки зрения жанровой формы, сказка имеет свою вполне устойчивую структуру: повторяющийся зачин («жили-были» ...), повторяющиеся персонажи и характеры (например, три сына, один из них дурачок), повторяющиеся приемы повествования (например, трижды повествуется о том, как собираются и возвращаются братья на ночное дежурство в поле), типичная концовка («и я там был…»). Это не только чисто формальные признаки сказки, но и результат длительного коллективного опыта художественного освоения определенного типа характеров и жизненных ситуаций. Вместе с тем жанровая форма сказки входила в синтез с разными типами художественного содержания, порождая соответствующие жанровые разновидности сказки: богатырские сказки (с героическим типом содержания), бытовые (этологические) сказки, романические сказки (о поисках сказочным героем своей невесты).

Древнейшим литературным эпическим жанром является эпическая песня. По форме это устный стихотворный повествовательный жанр с однотипными персонажами - героями, богатырями - и повторяющимися приемами повествования: героические песни Древней Греции, ирландские саги, эпические песни скандинавской Эдды, русские былины. Эпические песни также различались по типу художественного содержания, например, есть былины воинские, то есть героические, и бытовые (этологические).

Цикл эпических песен, творчески переработанный в целостное произведение, образует эпическую поэму - эпопею. Так сложились «Илиада» и «Одиссея» Гомера в Древней Греции. «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде» - в средневековой литературе.

В эпопее главное - художественное освоение жизни и судьбы исторически сложившейся или складывающейся общности людей в целом - племени, народа, нации, общественной системы в моменты их критического состояния, требующие от их представителей героических деяний. Герой здесь воплощение духа, воли и максимальных возможностей своего народа.

Неправомерно утверждать, как это в свое время сделал Гегель и вслед за ним Белинский, что героическое стояние жизни, а вместе с ним и эпопея являются достоянием прошлого и невозможны в новое время. Такому утверждению противоречат не только романы - эпопеи типа «Войны и мира» Л.Толстого и «Тихого Дона» М.Шолохова, но и наличие чистых эпопей, причем вполне соответствующих гегелевскому определению эпопеи.

В русской литературе замечательным примером этому может служить эпопея А. Веселого «Россия, кровью умытая».

Поистине, если использовать гегелевское определение эпопеи, здесь представлены «миросозерцание и объективность духа народа во всей их полноте» и так, что «каждая часть тут (Гегель имеет в виду гомеровские эпопеи. - И.В.) может быть самостоятельной и казаться таковой. Однако все же они образуют в высшей степени подлинную, внутренне органическую эпическую целостность».

Аналогом эпопеи, по значению в системе жанров литературы нового времени, Гегель назвал роман.

Но в отличие от собственно эпопеи, в которой в индивидуальной форме развертываются сущностные силы общенародного бытия, «наиболее обычные и подходящие для романа коллизии - это конфликт между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житейских отношений, а также случайностью внешних обстоятельств».

В этом определении романа отмечены наиболее характерные особенности собственно романического содержания - его многосторонность с самоценно-личностным типом содержания в центре, многоплановость воспроизведения жизни под углом зрения личной судьбы человека.

Этот тип художественного содержания и определил собственное жанровое содержание романа и его жанровую форму, то есть роман в собственном значении этого понятия. Но раз возникнув как вполне определенное единство содержания и формы, жанр в дальнейшем своем художественном развитии способен служить формой для других типов художественного содержания. В этом отношении роман мало чем отличается от других жанров, в том числе и от эпопеи.

Наибольшее распространение в далеком прошлом роман приобрел в средние века в виде рыцарского романа.

Но в отличие от эпопей, где герой совершает подвиги ради спасения и чести своего народа, в рыцарском романе он посвящает себя служению даме своего сердца. Но в позднем средневековье появились пародии и на рыцарский роман («Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле и «Дон Кихот» Сервантеса, истинные эпопеи Возрождения). Но здесь нет собственно романического содержания, так как все индивидуальное выражает общую сущность человеческой природы, ее бескрайних возможностей в возрожденческом художественном освоении.

Расцвет романа в его собственном единстве содержания и формы происходит в XIX веке. Это такие перлы собственно романного творчества, как «Красное и черное» и «Пармская обитель» Стендаля, «Отец Горио» и «Утраченные иллюзии» Бальзака, «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, романы Тургенева, «Анна Каренина» и «Воскресение» Л.Толстого, «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» Достоевского.

Но и в эпоху расцвета романа отнюдь не всегда его жанровая форма оставалась верна предназначенному ей жанровому содержанию. Большинство романов Бальзака, как он и задумал свою «Человеческую комедию», - это «этюды о нравах», то есть произведения с преимущественно этологическим типом художественного содержания, в которых личные судьбы людей не составляют суть произведения, находятся на периферии.

Великолепным примером такого жанра является роман Теккерея «Ярмарка тщеславия. Роман без героя». Здесь вполне сохраняется жанровая форма романа, но как воплощение не романического, а этологического, точнее, социально-критического художественного содержания: центральный персонаж романа Бекки Шарп, бедная девушка с незаурядными способностями, не брезгуя ничем, движимая хищническим расчетом, коварно, злобно и цинично добивается благополучного положения в обеспеченном слое английского общества, в сущности растворяется в нем.

В качестве особой разновидности романа литературоведы выделяют роман-эпопею, произведения, в которых судьба личности изображается в теснейшей связи с судьбой народа, страны, общества в критические периоды их бытия. Классическими произведениями такого жанра являются «Война и мир» Л. Толстого и «Тихий Дон» Шолохова.

Наряду с романом в эпической литературе нового времени широкое распространение получили повесть и рассказ. Простейшее различие между ними, а также между ними и романом проводится по их объему. Так, в многократно издававшемся учебнике «Основы теории литературы» Л. И. Тимофеев делит все эпические жанры на три формы: большую, среднюю и малую. Роман в такой жанровой классификации является большой эпической формой, повесть - средней, рассказ - малой. Он указывает и на некоторые самые общие особенности содержания каждой из этих разновидностей эпической литературы: «Малая форма показывает человека лишь в определенном эпизоде, характерном для его жизненного пути; средняя охватывает определенный период, этап его жизни, ряд таких эпизодов; большая - жизненный путь человека в его наиболее сложных проявлениях, в переплетении с жизненным путем других людей, показанных столь же многосторонне, как и он...». ...Объем произведения, конечно, является одной из составляющих жанровой формы произведения, но художественная практика показывает, что разные по объему жанровые формы могут воплощать однотипное художественное содержание и, следовательно, одна и та же жанровая форма может сочетаться с разными типами художественного содержания.

Романический тип художественного содержания, которому в наибольшей мере соответствует большая по объему, собственно романическая жанровая форма, нередко воплощается и в средней, и в малой по объему жанровых формах, в повестях к рассказах. Например, повести Тургенева «Рудин» и «Ася», рассказы «Смерть Ивана Ильича» Л. Толстого, «Дама с собачкой» Чехова, «Судьба человека» М.Шолохова. В этих произведениях раскрывается судьба личности в сложных отношениях с другими существенными сторонами жизни, в результате чего создаются самые разные ситуации: и драматические, и трагические, и героико-трагические. Последнее относится к рассказу М. Шолохова, который не без основания называют рассказом-эпопеей. В «Судьбе человека» действительно при крайней художественно-творческой концентрации развертывается все богатство романического содержания: и драматические перипетии юношеских лет, и сентиментально-трогательная с комическими эпизодами довоенная семейная жизнь, и в высшей степени личный героизм в тяжелейшие годы всенародной судьбы, и личная трагедия в войне, и печальный драматизм и сентиментализм послевоенной судьбы рядовой незаурядной личности.

... Вместе с тем к повести как среднему эпическому жанру более всего тяготеет этологический (социально-бытовой) тип художественного содержания.

... Однако, сложившись как единство этологического типа художественного содержания и наиболее соответствующей ему эпической жанровой формы, повесть способна входить в синтез и с другими типами художественного содержания, образуя всякий раз особое единство жанрового содержания и формы. То же самое можно сказать и о рассказе. Он может быть и героическим, и этологическим, и интеллектуальным, и сентиментальным, и драматическим, и трагическим, и романическим, и комическим.

Особую разновидность малого эпического жанра составляет новелла. От обычного рассказа она отличается тем, что сущность характера или ситуации раскрывается здесь не через ее внешнее проявление, а внезапно, неожиданно, в виде резкого противопоставления сущности явлению, истинного содержания характера персонажа его обыденному состоянию и поведению. Например, в новелле Мопассана «Драгоценности» спокойно повествуется о том, как у жены появляются все новые и новые украшения, якобы просто фальшивые безделушки, как она объясняет это мужу. Но вот жена умирает, муж несет украшения к ювелиру и узнает, что у него настоящие драгоценности, достававшиеся жене за измены мужу. Муж переживает это открытие, но под конец повествования продает драгоценности и удовлетворяется своим неожиданным богатством. Совсем иначе близкий тип характера создается Чеховым в рассказе «Ионыч» - здесь наглядно, от эпизода к эпизоду происходит постепенное превращение наивного, поначалу даже восторженно настроенного молодого человека в закоренелого обывателя - собственника.

 

2011-01-11 09:00:14 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314151617