Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Инновационный менеджмент. Ч. 2.

6. Государственная поддержка инновационной деятельности

В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса - научными знаниями и идеями. Именно поэтому в официальных документах ведущих стран научно-технический прогресс рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки - инновационный бизнес - широкомасштабное использование.

Активно работая в научной и инновационной сфере, государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира, как правило, являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.

Определяя цели собственной политики, государство одновременно разрабатывает и принципы, на основании которых будет проводиться политика в научной и инновационной сфере, а также механизм реализации этой политики. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся свобода научного и научно­-технического творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция научной, научно-технической деятельности и образования; поддержка конкуренции в сфере науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности; развитие международного научного сотрудничества.

Этими принципами руководствуются в осуществлении государственной научной и инновационной политики все ведущие страны мира, однако «удельный вес» их воздействия на механизм реализации весьма различен, чем и обусловлена классификация стратегий в этой области.

Между развитыми странами наблюдаются существенные различия в доле расходов на исследования и разработки в валовом общественном продукте. Если рассматривать расходы на эти цели как процент от валового национального продукта, то лидером является Швейцария, затем идут Германия, далее Япония и Швеция, с некоторым отрывом - Южная Корея и США. [ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП), показатель статистики национального дохода в системе национальных счетов; взаимосвязан с валовым внутренним продуктом (ВВП). Выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах. Включает стоимость потребленных населением товаров и услуг, государственных закупок, капитальные вложения и сальдо баланса платежного. В отличие от ВВП включает и сумму чистых доходов из-за границы.]

По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань.

Основные формы государственной поддержки научной деятельности были изложены в части первой учебника. Ниже перечисляются формы государственной поддержки инновационной деятельности:

- прямое бюджетное финансирование;

- предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедрен­ческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд (денежные средства банка, предоставленные в кредит с уплатой процента. Различают краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные банковские ссуды, а также по видам: платежные, учет векселей, под товарные документы и ценные бумаги, для инвестиций и т. д.);

- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значитель­ными налоговыми льготами;

- снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

- отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобре­тениям;

- право на ускоренную амортизацию оборудования;

- создание сети технополисов, технопарков.

На сегодняшний день существуют три основные стратегии государственного управления инновационной деятельностью отраслей и фирм: стратегия активного вмешательства, децентрализованного регулирования и смешанная стратегия.

Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности главной и определяющей составляющей экономического роста национального хозяйства. Такая стратегия наряду с полномасштабной поддержкой высшей школы и значительными льготами коммерческим организациям, проводящим собственные НИР, приносит значительные плоды для Японии, Франции, Нидерландов и ряда других стран мира.

Стратегия децентрализованного регулирования представляет собой более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии играет важную роль, но отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. Данной стратегии придерживаются США, Великобритания и ряд других стран. В отличие от стратегии активного вмешательства, при которой ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования на первое место выходят организации и другие субъекты хозяйствования, а роль государства - создать им необходимые правовые, экономические и другие условия.

Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным - стратегию децентрализованного регулирования (это характерно для Швеции).

За годы перехода от централизованного управления экономикой к рыночной системе хозяйствования в России не разработана стратегия государственной политики в научной, научно-технической и инновационной деятельности. В 1992-1995 гг. научно-техническая общественность, Министерство науки и технической политики, Министерство экономики, Министерство финансов РФ, Государственные комитеты по промышленной политике, высшему образованию, антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и другие государственные структуры в условиях глубокого экономического кризиса были вынуждены решать задачи по сохранению научно-технического потенциала России. Были приняты меры по формированию инфраструктуры научной и инновационной деятельности в рыночных условиях хозяйствования. В частности, Указом Президента РФ от 05.1293 № 2096 было утверждено Положение о финансово-промышленных группах, целью создания которых, в частности, является улучшение инвестиционной ситуации в стране. Финансово-промышленные группы - это крупнейшие объединения, в основе которых лежит союз нескольких финансовых и промышленных предприятий и организаций.

 

2010-11-25 09:00:21 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Яндекс.Метрика