Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Инновационный менеджмент. Ч. 2.

1. Классификация инноваций

В первой части курса «Инновационный менеджмент» была дана классификация новшеств (новаций). Переходя к изучению процесса внедрения новшеств - инновациям, рассмотрим вариант классификации этих процессов, приведенный М. Хучеком [19].

Основой классификации инноваций может быть критерий приносимой обществу пользы. В соответствии с этим выделяются инновации:

- ведущие к сокращению затрат;

- приводящие к улучшению качества изделий;

- способствующие увеличению количества производимых продуктов;

- сберегающие человеческий труд;

- ведущие к охране окружающей среды (экологические инновации). Особенно важным является деление инноваций с учетом предмета

инновации. В этом случае выделяются: технические, организационные, экономические, социальные,

экологические инновации.

В группе технических инноваций чаще всего выделяются инновации в производственном процессе (технические) и продуктовые. Инновация в производственном процессе, т.е. изменение в применяемых данной производственной системой методах производства, касается правил трансформации факторов производства, находящихся на «входе» системы, а инновация в продукте, представляющая собой усовершенствование уже производимого предприятием изделия или же расширение ассортиментной структуры за счет нового продукта, появляется на «выходе» системы. [АССОРТИМЕНТ - фр. assortiment - подбор различных видов и сортов товаров в торговом или изделий в производственном предприятии; более узко - подбор однородных предметов, но разных сортов.]

В некоторых случаях инновации в продуктах могут оказаться невозможными без изменения в существующих методах производства, что же касается инноваций в производственном процессе, то они могут принуждать к изменениям в структуре производства. Более того, во многих отраслях промышленности, например, металлургии, химической промышленности просто трудно найти такие изменения в процессах, которые не влияли бы на изменения продуктов.

Технические инновации не возникают в отрыве от других процессов в социальной жизни предприятий. Им обычно сопутствуют изменения в организации и управлении, экологии, в области профессиональной учебы работников, безопасности и гигиены труда, агрономии, мотивационной системе работников и т.д. [ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен в 1866 г. Э. Геккелем. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. С середины XX в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «экология» - более широкий смысл.

С 70-х гг. XX в. складывается экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны; включает различные философские, социологические, экономические, географические и другие аспекты (например, экология города, техническая экология, экологическая этика и др.). В этом смысле говорят об «экологизации» современной науки. Экологические проблемы, порожденные современным общественным развитием, вызвали ряд общественно-политических движений («Зеленые» и других), выступающих против загрязнения окружающей среды и др. отрицательных последствий научно-технического прогресса.] Нельзя провести инновации в области технических условий, инструментов, технологии без учета физических и социально-психологических качеств работников, потому что это не только не ведет к достижению намеченных социально-производственных последствий, но и заранее обречено на неудачу.

Продуктовая инновация связана с приданием продукту новых качественных черт, причем они должны восприниматься потребителями как новые. Изменения качественных характеристик могут быть двоякого рода: фактические и фиктивные. Первые порождаются изменением материальных характеристик и приводят к изменению материальной и эмоциональной потребительской стоимости.

Принимая во внимание способы воздействия различных черт продукта на потребителей, можно выделить:

- определяющие черты, имеющие так называемую материальную потребительскую стоимость (потребительские технические качества), описывающие, в частности, диапазон применения, состав продукта, экономичность использования и т.д.;

- свойства, определяющие так называемую эмоциональную потребительскую стоимость, описывающие воздействие изделия на психику потребителя, например, соответствие тенденциям моды, этическим нормам, требованиям приличий.

Эмоциональная потребительская стоимость формирует также нематериальный фактор, каковым является представление о продукте и его поставщике.

Фиктивные изменения вытекают из изменений дифференциации (фиктивной), которые модифицируют эмоциональную потребительскую стоимость продукта, т.е. удовлетворяют непредметные, эффективные требования потребителей.

Выделение категории новых продуктов (в понимании фактической дифференциации, связанной с применением таких технических инноваций, которые вызывают возбуждение потребностей, создание преференции потребителей относительно этого продукта) связано с диапазоном инновационных изменений в продукте. [ПРЕФЕРЕНЦИЯ (лат. praeferre предпочитать) - предпочтение, преимущество, льгота, напр. торговые льготы, предоставляемые по международным договорам в целях усиления торговли между странами.]

В связи с этим можно выделить:

- радикальные инновации в продукте (новые виды и новые типы продуктов);

- совершенствование продукта (новые модели продукта, прежде всего в случае модернизации).

В анализе соотношения продукт - технология существенным является то, что большие возможности кроются в лучшем приспособлении продукта к технологическим процессам, а также в лучшей конструкции, преследующей цель достижения более высокого качества и большего разнообразия вариантов продукта.

Большое значение имеет также расширение объема услуг, связанных с продуктом. Постоянное пополнение и обновление предложения предоставляемых услуг очень часто является одним из главных условий успеха предприятия.

Организационные инновации на предприятии мы определяем как организационные усовершенствования его функционирования как целого, а также организационное совершенствование отдельных участков производства с целью получения соответствующих экономических результатов. Организационные инновации могут проявляться в двух основных формах:

- организационные инновации, не связанные с техническими инновациями, целью которых является улучшение деятельности и использования существующих трудовых ресурсов и имущества предприятия;

- организационные инновации, вызванные техническими инновациями и активно с ними взаимодействующие, а также способствующие росту их технической эффективности.

Организационные инновации направлены на вовлечение резервов, существующих в рабочем времени людей и машин, в темпе их работы, а также в материальном факторе. Атрибутом организационных инноваций помимо экономических и социальных аспектов является гуманизация любой человеческой деятельности. Рост производительности труда, достигаемый в результате усовершенствования организации труда, производства и управления, снижает физические и психические нагрузки на работников.

Основные организационные инновации на предприятии направлены на совершенствование:

- организационной структуры и управления,

- организации трудовых коллективов,

- организационной системы материальных элементов,

- организации протекания процессов.

Экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской и т.п. сферах деятельности. Эти инновации особенно важны в период перехода предприятий к рыночной экономике. Примером экономической инновации может быть внедрение новой системы: финансовой, чтобы деньги стимулировали эффективность хозяйственной деятельности предприятия; оплаты, чтобы система оплаты обеспечивала материальную мотивацию всем группам работников, рост эффективности труда, заставляла систематически повышать самостоятельность и ответственность работников, рационализировала структуру занятости; перспективного планирования, учитывающего условия стратегии предприятия.

Инновации в области управления людскими ресурсами имеют стратегическое значение в условиях внедрения рыночных отношений. Глобализация рынка, быстрое развитие технологий, рост загрязнения окружающей среды - это факторы, осложняющие управление предприятием. В этих условиях работник и его способности к творческому решению проблем выдвигаются на первый план, а технические и структурные решения имеют повышенное значение, если они способствуют использованию активности и творческого потенциала людей. Целью управления людскими ресурсами на современном предприятии является прежде всего достижение конкурентного преобладания предприятия и связь элементов кадровой системы с его стратегией. И вообще, стержнем всех современных концепций и положений в области управления является активизация человеческих способностей и умений. Эта активизация необходима для развития инновационности предприятия.

В управлении людским потенциалом мы имеем дело с двоякого рода инновациями: внешние по отношению к системе управления людскими ресурсами, т.е. такие, которые создаются работниками и должны переноситься в другие подсистемы предприятия, а также инновации, источником которых является окружение предприятия и сама система управления человеческим потенциалом (последняя является и местом усвоения инноваций).

Критерием выделения этих двух типов инноваций является место их возникновения (окружение, система управления человеческим потенциалом) и предназначение (продукт, технологический процесс, другие подсистемы предприятия).

Система управления человеческим потенциалом, обретая видение определенного желательного состояния работников предприятия (выработка такого видения - это роль стратегического управления), а также располагая знаниями относительно целей, потребностей, интересов определенных групп работников, имеет задачей создание таких условий, которые способствовали бы усилению благоприятствующих черт, ослаблению противодействия восприятию инновации работником. Это может быть, например, стимулирование с помощью премии, зарплаты, ротации, наказания.

Примером инновации из области управления человеческими ресурсами могут служить разработка и внедрение, в частности: системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; современной организации труда (в частности, творческие группы); системы вознаграждения и оценки результатов труда.

Важным мероприятием в области развития инновационности работников является поддержка предприимчивых людей на предприятии. Работников, имеющих новые задумки и возможности их реализации, можно встретить на каждом предприятии. Эти работники, не находя поддержки у руководства и не обладая необходимыми возможностями для деятельности, уходят с предприятия или же утрачивают желание творить.

Следующей группой являются социальные инновации. Они отчетливо видны в непроизводственной деятельности предприятий, например, социально-бытовые условия жизни работников, условия безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени. Кроме того, существует тесная связь технических, организационных и экономических инноваций с социальными инновациями на предприятии.

Чрезвычайно существенной по причине тяжелых условий труда на предприятии является инновационная деятельность в области безопасности и гигиены труда. В этой области можно выделить следующие результаты:

социальные - проявляющиеся, в частности, в виде исключения тяжелых, вредных для здоровья работ, улучшения условий безопасности и гигиены труда, исключения профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;

экономические - следствием которых является рост производительности труда, увеличение прибыли, прирост продукции;

технические - в виде улучшения технических параметров машин, оборудования, изделий или же улучшение организации труда и протекания технологического процесса.

Развитие промышленности и технических инноваций существенным образом воздействует на загрязнение окружающей среды. Цели и результаты развития техники следует рассматривать также в экологическом отношении. В будущем экология будет областью активного проявления инновационных процессов. Поэтому теория инновации должна поспевать за практическими решениями в этой сфере.

 

2010-11-25 09:00:21 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Яндекс.Метрика