Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Инновационный менеджмент. Ч. 1.

9. Вопросы финансирования исследований и разработок

На сегодняшний день наиболее прогрессивным методом финансирования научных исследований и разработок в России считается четырехстадийное финансирование по стадиям разработки, когда каждый этап характеризуется конкретными результатами [3]:

прикладные НИР (в т.ч. аванпроект) в соответствии с ТЗ на ОКР;

эскизный (предварительный) и технический (окончательный, рабочий) проекты;

конструирование, изготовление и испытания опытного образца;

освоение серийного производства новой продукции.

Учитывая высокую неопределенность результатов прикладных НИР, целесообразно профинансировать их многовариантное исполнение.

В годы советской власти на территории бывшего Советского Союза вопросы научно-технического прогресса решались в рамках общегосударственных планов, разрабатывавшихся по схеме «снизу - вверх ­сверху - вниз». Сегодня, на переходе России к рыночной экономике, базовые исследования фундаментальных научных учреждений, так же как и прикладные работы немногочисленных отраслевых НИИ и КБ зависят от слабого финансового ручейка, подпитывающего их из государственного источника. Связь фундаментальной науки и производственной практики практически не прослеживается. Однако существует государственная поддержка научной деятельности в следующих трех формах:

прямое бюджетное финансирование;

льготное налогообложение прибыли, получаемой от уплаты налога на собственность и землю, относящиеся к научным организациям;

освобождение от импортных таможенных тарифов на ввозимое имущество научных организаций, необходимое для проведения научных разработок.

[ТАРИФЫ (франц. tarif, от араб. та'риф - объяснение, определение), система ставок, по которым взимается плата за услуги. Наиболее распространены: тарифы транспортные, связи, коммунальные; тарифы таможенные - за провоз товаров через государственную границу.]

В этой связи интересно проанализировать эволюцию подходов к организации и управлению НИОКР в таких развитых странах рыночной экономики, какой являются США.

Повышение роли научно-технического фактора отразилось на организации и управлении НИОКР в крупных промышленных компаниях. Здесь за последние 30 лет произошли заметные изменения. Стали шире применяться новые, ранее редко практиковавшиеся подходы.

В 80-х годах руководители промышленных корпораций пришли к выводу о необходимости, в дополнение к своим собственным усилиям в сфере научно-технического развития, иметь более тесные связи с самостоятельными инновационными фирмами и по мере возможностей использовать результаты их деятельности. Концепция «стратегических альянсов» предполагает самые различные формы взаимовыгодного сотрудничества. [Альянс (франц. alliance), союз, объединение]. Корпорация может выступать, например, как заказчик определенных НИОКР поискового или прикладного характера. Она может участвовать в венчурном финансировании интересующих ее проектов и таким путем получить необходимую информацию или право на использование новой технологии, может приобрести акции приглянувшейся инновационной фирмы на рынке ценных бумаг и в случае необходимости поглотить ее, став полноправным собственником перспективной разработки. [Акция (от нидерл. aktie, нем. Aktie), ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества. Дает ее владельцу право на получение части прибыли в форме дивиденда, на участие в управлении делами акционерного общества и др.]

В некоторых случаях крупные компании приобретают лицензии на право использования разработанной малыми инновационными фирмами технологии и даже идут на создание совместных предприятий. [Лицензия (от лат. licentia - свобода, право), разрешение: 1) экспортная или импортная лицензия, выдается компетентным государственным органом на осуществление внешнеторговых операций; 2) лицензия на использование изобретения или иного технического достижения выдается владельцем патента; 3) лицензия на ведение какой-либо деятельности, на отстрел животных и др.]

Полученная в результате самых разных «стратегических альянсов» научно-техническая и технологическая (лицензии, ноу-хау) информация широко применяется в основных научно-исследовательских подразделениях компаний. [«Ноу-хау» (англ. know-how, букв. - знаю как), означает документально оформленные и охраняемые законодательством технические знания, опыт, навыки, секреты производства. Их передача оговаривается при заключении лицензионных соглашений и др. договоров.] Этот подход позволяет экономить значительные средства, которые иначе были бы затрачены на организацию НИОКР по широкому спектру различных направлений. В то же время он позволяет своевременно отслеживать новейшие идеи и разработки в сфере малого бизнеса с тем, чтобы вовремя осуществить необходимую перестройку и не отстать от основных конкурентов (а по возможности опередить их) в освоении перспективных новшеств.

Подобный подход широко использовался, в частности, на раннем этапе биотехнологического бума, вызванного появлением методов генной инженерии. Только убедившись в перспективности нового направления, оценив все его плюсы и минусы и получив необходимый опыт в сотрудничестве с малыми инновационными фирмами, многие крупные компании приступили к развертыванию собственных широкомасштабных программ исследований и разработок.

В США широкое распространение в 80-х годах получила такая форма кооперации промышленных компаний, как создание научно-исследовательских консорциумов. [Консорциум (от лат. consortium - соучастие, сообщество), временное соглашение между несколькими банками или промышленными предприятиями для совместного размещения займа или осуществления единого капиталоемкого промышленного проекта]. Первый подобный консорциум - Корпорация микроэлектроники и компьютерной технологии -появился в 1983 г. вопреки действовавшему в стране с 1890 г. закону, запрещавшему подобные объединения в пределах одной отрасли промышленности из соображений антимонопольного регулирования. После 1984 г., когда под давлением промышленных кругов был принят Закон о национальных кооперативных исследованиях, число консорциумов в США стало стремительно расти и достигло к середине 1990 г. приблизительно 250. Наряду с микроэлектроникой, вычислительной техникой, промышленностью средств связи, они появились в автомобильной, химической, нефтяной промышленности, сельском хозяйстве, биотехнологии.

Основной отличительной особенностью научно-исследовательских консорциумов по сравнению с другими схожими формами кооперации является участие в них промышленных компаний, непосредственно соперничающих между собой на рынке производимой продукции. Поэтому деятельность таких консорциумов концентрируется на доконкурентных стадиях инновационного процесса с последующей передачей полученных результатов учредителям для дальнейшего самостоятельного использования. Тем самым уменьшаются расходы каждой отдельно взятой компании на получение необходимых технических и технологических знаний, обеспечивается определенное разделение инновационного риска, вырабатываются общие подходы к стандартизации новшеств, идет обмен информацией, не влияющей на продвижение конечной продукции на рынке.

Вместе с тем объединение усилий конкурирующих компаний нередко порождает столкновение интересов внутри консорциума, что затрудняет его работу и ставит ряд специфических проблем управления (выделение на общие нужды необходимых финансовых ресурсов, привлечение квалифицированных специалистов, регулирование прав собственности на полученные результаты и т.п.).

Создание «стратегических альянсов» и научно-исследовательских консорциумов является новым важным элементом стратегии научно-технического развития крупных промышленных компаний в условиях рыночной экономики. Его роль будет возрастать в связи с обострением конкуренции на рынках наукоемкой продукции и их фактической глобализацией.

Вместе с тем это, конечно, далеко не единственный путь к достижению успеха. В обозримом будущем также сохранится и даже усилится значение многих других факторов, в том числе:

раннего выявления и правильной оценки новых перспективных научно-технических идей и разработок;

подбора высококвалифицированных специалистов в новейших направлениях науки, техники и технологии, активизация их творческого потенциала путем создания необходимых условий для плодотворной работы и сильной мотивации к успешной деятельности;

совершенствование организации и управления НИОКР и нововведениями, прежде всего за счет приближения научно-исследовательских подразделений к основным рынкам сбыта наукоемкой продукции;

быстрого и эффективного использования новых возможностей, которые открывает рынок, на основе сочетания собственных разработок с покупкой ключевых лицензий, созданием совместных предприятий.

 

2010-11-19 09:00:58 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Яндекс.Метрика