Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Инновационный менеджмент. Ч. 1.

10. Источники инновационных идей

Предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность - особый инструмент предпринимательства. Само предпринимательство как действие направлено на то, чтобы вдохнуть в имеющиеся ресурсы новые свойства с целью создания благ. Более того, в ходе нововведений создается ресурс. Ресурса как такового не существует до тех пор, пока человек не отыщет в природе что-либо полезное и не наделит его экономической ценностью. Инновация (нововведение) является скорее экономическим или социальным понятием, нежели техническим. Таким образом получается, что цель инновационного решения - повысить отдачу на вложенные ресурсы. В преломлении современной экономической мысли нововведение определяется как явление, лежащее в сфере спроса, а не предложения, т.е. оно изменяет ценность и полезность, извлекаемые потребителем из ресурсов.

Представляется, что преимущество использования какого-то из вышеприведенных определений инновации зависит скорее от конкретного случая, чем от теоретической модели.

Общепризнанной теории нововведений сегодня не существует, но мы уже достаточно много знаем, когда, где и как системно искать инновационные возможности и как определять шансы с точки зрения успеха и неудач. Мы обладаем необходимыми знаниями для того, чтобы развить (хотя бы в самой общей форме) практику нововведений. Перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.

Удачливые предприниматели не будут дожидаться «порыва вдохновения», который осенит их «блестящей идеей», - они просто, засучив рукава, примутся за работу. Такие предприниматели не ищут «великих открытий», новаций, которые могут «перевернуть отрасль», способствовать созданию «многомиллиардного дела» или помогут «разбогатеть в мгновение ока». Предприниматели, которые открывают дело с целью расширить его как можно больше и как можно быстрее, обречены на неудачу. Они руководствуются неверными принципами. Новация, которая поначалу кажется многообещающей с точки зрения его практического применения, может оказаться абсолютно нереализуемым результатом технической виртуозности. Одновременно новшества, весьма скромные по своему интеллектуальному наполнению могут вылиться в гигантский высокорентабельный бизнес (например, сеть ресторанов быстрого обслуживания Макдональдс). Эти наблюдения остаются верными и в отношении нововведений в некоммерческих и непромышленных отраслях.

Удачливые предприниматели, какой бы ни была их личная мотивация -деньги, власть, любознательность или желание прославиться, - стремятся создать полезность и сделать соответствующие вложения. Конечно же, эти предприниматели смотрят далеко. Они не удовлетворяются только улучшением или видоизменением того, что уже существует. Они пытаются создать новые и отличные от существующих ценности и полезности, превратить «материал» в «ресурс» или облечь существующие ресурсы в новую и более продуктивную форму.

Дорогу ко всему новому и ранее неизвестному прокладывают изменения. Таким образом, систематический инновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном поиске изменений и в систематическом анализе потенциала этих изменений как источника социальных и экономических нововведений.

Как правило, к таким изменениям относятся те, которые уже произошли или вот-вот произойдут. Подавляющее большинство успешных нововведений строится на основе использования изменений. Безусловно, есть новшества, которые по своей сущности представляют собой крупные изменения. В этой связи следует прежде всего упомянуть некоторые технические новации, например, новую модель самолета компании «Райт Бразерс». Такие случаи, однако, относятся к разряду исключений, и притом весьма редких. Большинство успешных нововведений гораздо прозаичнее, и они зиждутся на изменениях. Таким образом, можно заключить, что дисциплина инновации (являющейся одновременно базой знаний предпринимательства) есть диагностическая дисциплина или, иными словами, систематическое исследование тех участков изменений, которые вероятнее всего таят в себе предпринимательские возможности.

Если говорить более конкретно, то можно выделить семь областей анализа изменений, то есть семь источников инновационных идей.

Первые четыре источника можно отнести к внутренним, они находятся в рамках предприятия (производственного или непроизводственного), в пределах отрасли промышленности или сферы услуг. К этим источникам относятся:

неожиданное событие - неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;

неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней («такой, какой она должна быть»);

потребности процесса;

внезапные изменения в структуре отрасли или рынка. Следующие три источника нововведений справедливо будет назвать внешними, так как они имеют свое происхождение вне данного предприятия или данной отрасли:

демографические изменения;

изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках; новые знания (как научные, так и ненаучные). Рассмотрим более подробно каждый из источников инновационных идей.

НЕОЖИДАННОЕ СОБЫТИЕ

Неожиданный успех. Внезапный прорыв, осуществленный фирмой и приведший к ощутимым финансовым результатам, должен подвести к мысли закрепить полученный успех, может быть даже повторив предыдущий «ход», но на более высоком качественном уровне. Логичнее всего - путем внедрения новшеств.

Ни одна из перечисленных выше областей не открывает таких богатых возможностей для успешных инноваций, как неожиданный успех. Инновационные мероприятия, источником которых служат неожиданные события, наименее рискованны, и на их реализацию требуется меньше усилий. Тем не менее фактор неожиданного успеха почти полностью игнорируется, более того, руководители организаций активно отвергают его.

Все мы, в той или иной степени, являемся рабами стереотипов, приверженцами того, что мы считаем нормальным и естественным. Все, что вступает в противоречие с закономерным, на наш взгляд, ходом событий, отвергается нами как нечто порочное, нездоровое и, конечно же, ненормальное. Именно в консервативности взглядов и кроется одна из причин неумения оценить и воспринять неожиданный успех.

Неожиданная неудача. В случае, когда продуманный план действий не привел к желаемому результату, в процессе анализа причин неудачи целесообразно искать новые подходы к решению проблемы, и чаще всего - в области инноваций.

Неожиданные неудачи в отличие от неожиданных успехов сами заявляют о себе, и их вряд ли можно не заметить. «Отказаться» от них тоже нельзя. Разумеется, неожиданные неудачи очень редко рассматриваются как симптомы благоприятной возможности. Многие неудачи, конечно, есть результаты ошибок, жадности, недомыслия, бездумного следования превалирующим тенденциям, некомпетентных разработок, неверного исполнения и многих других подобных причин. Если же мы терпим какую-то неудачу вопреки тщательно проведенным расчетам, грамотному проектированию и добросовестному исполнению, то такая неудача может проложить дорогу к серьезным сдвигам, и притом в лучшую сторону.

НЕСООТВЕТСТВИЕ.

Часто в специальной литературе можно встретить термин неконгруэнтность, т.е. несоответствие. Представления, которые лежали в основе работы над продуктом или услугой, моделью или рыночной стратегией, могут прийти в несоответствие с новыми сложившимися условиями. Вполне возможно, что заказчик или покупатель вдруг изменил свои ценностные установки и восприятия - покупая ту же самую «вещь», он на самом деле ставит себе цель приобрести совершенно иную «ценность». Далее, вполне может произойти сегментация рынка или конечного потребления как выявление целевых групп потенциальных потребителей конкретного товара, или группы товаров. Любое подобное изменение может вполне рассматриваться как возможность для нововведений. Здесь мы будем говорить о несоответствии между тем, что есть на самом деле, и тем. как это «должно», по нашему мнению, быть, т.е. несоответствии между реальностью и нашими представлениями о ней. Выявить этот источник, постичь его сущность может оказаться достаточно трудной задачей. Как бы то ни было, несоответствие (неконгруэнтность) является еще одним симптомом появившейся возможности провести инновационное мероприятие.

Можно выделить несколько видов несоответствий:

между экономическими реальностями отрасли (сферы услуг);

между реальностью отрасли (сферы услуг) и представлениями о ней;

между усилиями, затраченными отраслью (сферой услуг), и ценностными установками и притязаниями потребителей;

внутри ритма или логики процесса.

ПОТРЕБНОСТЬ ПРОЦЕССА.

Так же как и неожиданные события или несоответствия (неконгруэнтность), потребность следует искать внутри процесса, и неважно, касается ли она промышленного производства или сферы услуг. Характерно. что в некоторых нововведениях, основанных на потребностях процесса, используются несоответствия, а в других -демографические изменения. Но потребность процесса в отличие от других источников инновационных идей не возникает вместе с каким-либо событием в окружающей среде, будь то внешнее или внутреннее, она появляется вместе с заданием, которое необходимо выполнить. Иными словами, эта потребность сориентирована не на ситуацию, а на задание. Потребность усовершенствует уже существующий процесс в соответствии с появившимися новыми знаниями. Зачастую эта потребность активизирует процесс, находя для него «недостающее звено».

ОТРАСЛЕВЫЕ И РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ.

Отраслевые и рыночные структуры зачастую сохраняются без сколько-нибудь серьезных изменений очень продолжительное время, и поэтому их можно считать вполне стабильными.

Однако при более внимательном рассмотрении видно, что на самом деле эти структуры довольно хрупки. Бывает достаточно одного неверного шага, чтобы они распались. Когда это происходит, каждое составляющее звено данной отрасли вынуждено предпринимать какие-то действия, т.к. ведение дела прежним способом принесет убытки и может привести к полному краху компании. В лучшем случае это обернется для нее потерей лидирующего положения. Раз утратив лидерство - вернуть его практически невозможно. Да, все это именно так, но... Изменения в рыночной или отраслевой структуре - богатый источник инновационных идей.

В качестве примера приведем следующие данные. По сведениям российской печати (ЭЖ. 1996, № 23, с. 31) бедственное положение большинства потенциальных банкротов коренится в неудовлетворительной системе управления. При стопроцентном решении задач производственной политики и обеспечения производства на российских предприятиях решаются всего 25% задач инновационной политики, столько же - по информационному обеспечению и только 12% - по стратегическому планированию. Приблизив организационную структуру фирмы к форме, адекватной требованиям времени, можно выправить создавшееся положение. А это требует инновационного мышления руководителей.

 

2010-11-19 09:00:58 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Яндекс.Метрика