Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Инновационный менеджмент. Ч. 1.

1. Инновационный менеджмент как учебная дисциплина

Инновационный менеджмент - научно-практическая учебная дисциплина, вытекающая из курса «Основ менеджмента» и комплексно трактующая вопросы управления созданием и внедрением новшеств. Другими словами, курс «Инновационный менеджмент» представляет собой научно-практическую дисциплину, изучающую управление процессами создания и внедрения новшеств, решение задач их практического использования.

Одно из определений менеджмента - наука и практика управления социально-экономическими процессами. В связи с этим процесс внедрения новшеств должен рассматриваться нами не только как технологический, требующий алгоритма прохождения определенных этапов, но и социальный, связанный с людьми, осуществляющими этот процесс, могущий как ускоряться, так и замедляться в зависимости от факторов, связанных, кроме всего прочего, с этими людьми. Здесь прослеживается связь инновационного менеджмента с психологией. [Психология (от психо... и ...логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (Аристотель, «О душе» и др.). В 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция «двух психологий» - естественно-научной и культурно-исторической. Главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.] Что касается внедрения новшеств в области готовой продукции и услуг, то здесь, имея в виду рынок потенциальных потребителей, мы должны учитывать основные положения как психологии, так и социологии. [Социология (от лат. societas - общество и ...логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (Платон, Аристотель и др.), продолжались в философии истории. Создать «позитивную науку» об обществе в сер. 19 в. пытался О. Конт (ввел и сам термин). В 19 - нач. 20 вв. в социологии выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др. Концепции крупнейших социологов (Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, Т. Веблена), опиравшиеся на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенный вклад в развитие социологии. С 20-х гг. в социологии получили развитие многие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии (социология семьи, города, права и др. - св. 40 отраслей).]

В этой связи любопытна книга [8], где авторы цитируют основоположника инновационного менеджмента американского ученого Дж.Козметского, который считал, что «управление со стороны любой организации происходит в двух направлениях: стимуляция возникновения новых идей и практическое внедрение новаций и открытий». Объектом управления в обоих случаях является человек, методологическая основа инновационного менеджмента -общефилософские представления о самореализации личности, где творение и созидание взаимосвязаны, и только в их единстве возможно полное развертывание сил и способностей индивида. Рефлексивно-инновационные методы - разновидность инновационного менеджмента. [Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) в философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.] Они способны открыть отдаленные горизонты развития социальных систем и дать им мощный импульс управленческого саморазвития на наиболее глубоком (экзистенциальном) уровне. [Экзистенция - человеческое существование.] Эти методы показали свою релевантность различным уровням инновационного решения управленческих задач.

 

2010-11-19 09:00:58 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011