Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Демократия

Выборы

Критерий выборов

Выборы являются центральным институтом демократических представительных правительств. Почему? Потому что власть правительства при демократической форме правления исходит исключительно из согласия управляемых. Основной механизм, превращающий это согласие в полномочия правительства, это проведение свободных и честных выборов.

Все современные демократии проводят выборы, но не всякие выборы являются демократическими. Диктатуры правого толка, марксистские режимы и однопартийные правительства также устраивают спектакль выборов, чтобы придать своему правлению ауру законности. В таких выборах может быть только один кандидат или список кандидатов без возможности альтернативного варианта. Такие выборы могут предложить и по несколько кандидатов на каждый пост, но путем запугивания и фальсификации гарантировать, что пройдет кандидат, одобренный правительством. Бывает, что избирателям действительно предоставляется возможность выбора - но только внутри правящей партии. Такие выборы не являются демократическими.

Что такое демократические выборы

Джин Киркпатрик, ученый и бывший посол США в Организации Объединенных Наций, предложила следующее определение: «Демократические выборы носят не просто символический характер... Это конкурентные, периодические, представительные и окончательные выборы, в процессе которых граждане, обладающие широкой свободой критиковать правительство, публиковать свою критику и предлагать альтернативы, избирают лиц, принимающих основные решения в правительстве».

Что означают критерии Киркпатрик? Демократические выборы должны быть конкурентными. Оппозиционные партии и кандидаты должны пользоваться свободой слова, собраний и передвижения, необходимыми, чтобы их критика правительства была услышана и чтобы они могли представить избирателям альтернативных кандидатов. Недостаточно просто предоставить оппозиции свободный доступ к голосованию. Выборы, в процессе которых оппозиция лишена эфира, ее предвыборные собрания блокируются или ее газеты подвергаются цензуре, нельзя назвать демократическими. Правящая партия может пользоваться преимуществами, дающимися пребыванием у власти, но правила и проведение конкурентной избирательной борьбы должны быть честными.

Демократические выборы должны быть периодическими. Демократические страны не выбирают диктаторов или президентов пожизненно. Выборные официальные лица подотчетны народу и должны через предписанные периоды времени возвращаться к избирателям и испрашивать у них мандат на продолжение пребывания в должности. Это означает, что официальные лица в демократическом обществе должны смириться с тем, что они рискуют не быть избранными вновь. Единственным исключением являются судьи, которые, чтобы изолировать их от общественного давления и обеспечить их беспристрастность, могут назначаться пожизненно и смещаться лишь за очень серьезные нарушения.

Демократические выборы представительные. Определение граждан-избирателей должно быть достаточно объемным, чтобы включать большую пропорцию взрослого населения. Правительство, избранное маленькой, ограниченной группой не является демократическим, каким бы демократическим не оказалась его практика. Одной из величайших драм демократии на протяжении истории была борьба исключенных групп - расовых, этнических и религиозных меньшинств, а также женщин - за полные права гражданства и вместе с ними право выбирать и быть избранным. В Соединенных Штатах Америки, например, лишь белые мужчины, владельцы собственности, имели право голосовать и быть избранными, когда в 1787 году была принята Конституция. Имущественный ценз исчез в начале 19 века, а женщины получили право голоса только в 1920 году. Чернокожие американцы не имели полных избирательных прав в южных штатах до завоеваний движения за гражданские права 1960-х годов. И, наконец, в 1971 году право голосовать было дано молодежи, когда Соединенные Штаты снизили возрастной ценз с 21 до 18 лет.

Демократические выборы являются окончательными. Они определяют руководство правительства. Подчиняющиеся законам и конституции страны, избранные народом представители держат бразды правления. Они не просто номинальные главы государства или символические лидеры.

Наконец, демократические выборы не ограничиваются избранием кандидатов. Избирателей могут также попросить решить вопросы политики прямо путем референдумов и инициатив, поставленных на голосование. В Соединенных Штатах, например, законодательный орган штата может решить передать какой-то вопрос «на рассмотрение» напрямую избирателям. В случае инициативы граждане сами могут собрать определенное число подписей (обычно определенный процент от числа зарегистрированных избирателей штата) и потребовать, чтобы вопрос был поставлен на голосование на следующих выборах - не обращая внимания на возражения законодательного органа или губернатора. В штате Калифорния избиратели на каждых выборах сталкиваются с множеством законодательных инициатив - начиная с проблем загрязнения окружающей среды и до стоимости страхования автомобиля.

Демократическая этика и лояльная оппозиция

Демократия процветает там, где есть гласность и подотчетность с одним очень важным исключением - актом самоизбрания. Чтобы выборы были свободными и вероятность запугивания минимальной, избирателям в демократическом обществе должно быть позволено отдавать свой голос тайно. В то же время охрана урн с бюллетенями и подсчет голосов должны проводиться как можно более открыто, чтобы граждане были уверены, что результаты точны и что правительство действительно основывается на их «согласии».

Некоторым очень трудно понять концепцию «лояльной оппозиции», особенно в странах, где переход власти исторически проиходил при помощи оружия. Это, однако, очень важная идея. Она означает, по сути дела, что все стороны в демократическом обществе разделяют приверженность его основным ценностям. Политические соперники не обязательно должны любить друг друга, но они должны терпимо относиться друг к другу и признавать, что каждый играет законную и важную роль. Более того, основные правила общества должны способствовать терпимости и гражданскому духу общественных дебатов.

Когда выборы закончены, проигравшие должны принять решение избирателей. Если правящая партия проигрывает, она мирным путем передает власть. Кто бы ни выиграл, обе стороны дают согласие сотрудничать при решении общих проблем общества. Проигравшие, представляющие теперь политическую оппозицию, знают, что они не расстанутся с жизнью и не будут заключены в тюрьму. Наоборот, оппозиция, представлена ли она одной партией или несколькими, может продолжать участвовать в общественной жизни, отдавая себе отчет в том, что ее роль важна в любой демократии, заслуживающей так называться. Они лояльны не по отношению к специфическим политическим курсам правительства, но по отношению к фундаментальной законности государства и к самому демократическому процессу.

Когда приходит время следующих выборов, оппозиционные партии вновь имеют возможность бороться за власть. Кроме того, плюралистское общество, в котором прерогативы правительства ограничены, имеет тенденцию предлагать проигравшим на выборах альтернативные возможности общественной деятельности вне правительства. Те, кто потерпел поражение при голосовании, могут решить продолжать свою деятельность в качестве формальной оппозиционной партии, а могут предпочесть принять участие в более широком политическом процессе и в дебатах с помощью литературного труда, преподавания или участия в деятельности частных организаций, связанных с проблемами государственной политики. Демократические выборы, в конечном итоге, это не борьба за выживание, а соперничество за право служить.

 

2010-11-15 09:40:59 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Яндекс.Метрика