Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Демократия

Правовые нормы

Равенство и закон

Право на равенство перед законом или, как это часто формулируется, на равную защиту закона, является основополагающим для любого справедливого и демократического общества. Богат человек или беден, принадлежит он к этническому большинству или к религиозному меньшинству, является ли политическим союзником правительства или противником - любой имеет право на равную защиту перед законом.

Демократическое государство не может гарантировать, что всем людям предоставляются одинаковые условия жизни, и оно не принимает на себя подобных обязательств. Но, пишет специалист по конституционному праву Джон П. Фрэнк, «государство ни при каких условиях не должно налагать дополнительного неравенства; от него требуется одинаково и равно относиться ко всем людям».

Никто не стоит над законом, который, в конечном итоге, сам является созданием народа, а не чем-то навязанным ему. При демократическом строе граждане подчиняются закону, потому что понимают, что, пусть косвенным образом, они сами являются создателями закона. Когда закон установлен народом, который затем обязан подчиняться ему, это служит на благо как закону, так и демократии.

Процессуальные гарантии

Во всех исторических обществах, отмечает Фрэнк, те, кто на практике осуществляет систему правосудия, обладают властью, которая может потенциально привести к злоупотреблениям и тирании. Именем государства людей сажали в тюрьмы, конфисковывали их собственность, пытали, отправляли в изгнание и казнили без всякого юридического основания - и часто не выдвигалось никаких формальных обвинений. Никакая демократия не может терпеть такого нарушения законности.

Каждая страна должна иметь власть, чтобы поддерживать порядок и наказывать преступные действия, но правовые нормы и процедуры, с помощью которых государство проводит свои законы в жизнь, должны быть гласными и четкими, а не тайными, произвольными или подверженными политическим манипуляциям со стороны государства.

Каковы важнейшие требования процессуальных юридических гарантий при демократической форме правления?

Полиция не имеет права войти в чей-нибудь дом и подвергнуть его обыску без ордера, показывающего, что для подобного обыска есть веские причины. Полночный стук тайной полиции в дверь не может иметь места при демократии.

Никто не может содержаться под арестом без четкого обвинения, представленного в письменной форме и определяющего предполагаемое нарушение закона. Люди не только имеют право знать точную природу выдвинутых против них обвинений, но, в соответствии с концепцией, известной как хабеас корпус, должны быть немедленно отпущены из-под стражи, если суд сочтет обвинения неоправданными или арест незаконным.

Лица, обвиненные в преступлениях, не могут длительный период содержаться в тюрьме. Они имеют право на скорый и гласный процесс и на то, чтобы встречаться со своими обвинителями и задавать им вопросы.

Власти обязаны освобождать обвиняемого на поруки или условно впредь до суда, если существует малая вероятность, что подозреваемый сбежит или совершит новые преступления. «Жестокие и необычные» наказания, определяемые в соответствии с традициями и законами общества, запрещены.

Человек не может быть принужден свидетельствовать против самого себя. Этот запрет на принудительное самоизобличение должен быть абсолютным. Отсюда следует, что полиция ни при каких обстоятельствах не может использовать пытки как физического, так и психологического характера. Правовая система, запрещающая вынужденные признания, тем самым сразу лишает полицию стимула получать информацию с помощью пыток, угроз или других форм злоупотребления, ибо суд не допустит использования такой информации в качестве свидетельских показаний на судебном процессе.

Никто не может быть вторично привлечен к уголовной ответственности; это значит, что человека нельзя дважды судить за одно и то же преступление. Любой человек, которого суд признал невиновным, не может быть вновь обвинен в том же самом преступлении.

Так называемые законы экс пост факто тоже запрещены, ибо существует потенциальная возможность злоупотреблений ими со стороны властей. Это законы, принятые после происшествия, чтобы можно было обвинить человека в преступлении, даже если в момент совершения действия оно не считалось противозаконным.

Подсудимые могут обладать также дополнительными средствами защиты против принудительных действий государства. В Соединенных Штатах, например, обвиняемый имеет право на помощь адвоката, представляющего его на всех стадиях уголовного процесса, даже если он сам не может оплатить такое юридическое представительство. Полиция обязана также в момент ареста информировать подозреваемых об их правах, включая право на адвоката и право молчать (чтобы избежать самообвинения).

Принятой тактикой тирании является обвинение противников государства в измене. По этой причине измена как противозаконная деятельность нуждается в точных ограничительных рамках, чтобы ее невозможно было использовать в качестве средства заставить замолчать критиков правительства.

Все эти ограничения не означают, что государство не обладает достаточной властью, чтобы проводить в жизнь законы и наказывать преступников. Напротив, система уголовного права в демократическом обществе лишь тогда действует эффективно, когда общество видит в администрации справедливого защитника как прав личности, так и интересов общества в целом.

Судьи могут быть назначены на свои посты или избраны, они могут оставаться в должности определенный период времени или пожизненно. В любом случае необычайно важно, чтобы они были независимы от политической власти страны, что гарантирует их беспристрастность. Судей нельзя смещать по незначительным или политическим поводам, причиной могут быть только серьезные преступления или проступки - да и в этом случае только посредством формальной процедуры, такой как импичмент (предъявление обвинений) и суд в законодательном органе.

Конституции

Фундаментом, на котором зиждется демократическое правление, является конституция - формальный документ, в котором перечислены фундаментальные обязанности, процедуры и институты. Конституция страны - это ее основной закон, и все граждане, начиная от премьер-министров и кончая крестьянами, подчиняются ее условиям. Конституция, обычно имеющая форму одного документа, как минимум определяет полномочия национального правительства, предоставляет гарантии фундаментальных прав человека и формирует основные оперативные процедуры правительства.

Несмотря на присущие конституциям вечные, монументальные черты, они должны быть способными к изменениям и адаптации, чтобы не превратиться в священную реликвию. Старейшая писаная конституция в мире, Конституция Соединенных Штатов Америки, состоит из семи коротких статей и 26 поправок. Этот писаный документ является, однако, лишь основой для широкой структуры юридических решений, статутов, президентских акций и традиционной практики, созданных на протяжении прошедших 200 лет и поддерживающих жизнеспособность и актуальность Конституции США.

Подобный процесс конституционной эволюции происходит в любой демократии. Существуют две основные теории, касающиеся процесса принятия поправок или изменений конституции страны. Один способ - принятие сложной процедуры, требующей многих этапов и подавляющего большинства. В результате конституция меняется нечасто и только под влиянием важнейших обстоятельств и при получении значительной общественной поддержки. Эта модель принята в США, конституция которых представляет собой короткий документ, где перечислены обязанности, процедуры и, в Билле о правах, основополагающие права отдельных личностей. Гораздо более простой метод внесения поправок, используемый многими странами, предполагает, что любая поправка может быть внесена, если она одобрена законодательным органом и принята избирателями на последующих выборах. Конституции, которые изменяются подобным образом, могут быть весьма длинными со специфическими условиями, имеющими мало отличий от общей структуры законодательства.

Никакая конституция, подобная американской, написанной в 18 веке, не могла бы без изменений дожить до середины 20 века. Точно так же ни одна конституция, действующая сегодня, не сможет в будущем столетии оставаться действенной, если она не способна к изменениям - даже если она будет твердо придерживаться принципов прав личности, процессуальных гарантий и управления посредством согласия управляемых.

 

2010-11-15 09:40:59 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Яндекс.Метрика