Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

1. Эстетика как наука

1.1. Предмет и метод науки «Эстетика»

Эстетика - термин древнегреческого происхождения и обозначает «чувствующий». Эстетика позволяет внести в нашу жизнь элементы прекрасного, одухотворенного и не всегда замечаемого нами в суете повседневных дел. Ниже приведены два описания одного и того же явления, первое из которых представляет собой логическую, чисто научную характеристику, а другое - эстетическую. В своем труде «Жизнь растений» известный ученый К. Тимирязев дает следующее описание оплодотворения цветов: «К этому же времени и мужские цветки также развиваются на дне, отрываются от своих стебельков и всплывают на поверхность воды. Плавая между женскими цветками, они раскрывают свои тычинки и рассыпают по ветру свою пыль, причем часть ее, конечно, попадает и на рыльца. Когда миновал период цветения, цветочная ножка женского цветка вновь закручивается, увлекая оплодотворенный цветок на дно, где и происходит дальнейшее развитие плода».

Поэт и философ М. Метерлинк описал это явление следующим образом: «Можно сказать, что они колеблются лишь одно мгновение, затем великолепным порывом - самым сверхъестественным, который известен мне в жизнеописании животных и растений, чтобы подняться к счастью, они разрывают узы, связывающие их с существованием. Они отрываются от стебля и несравненным взмахом среди жемчужин веселья их лепестки разрезают поверхность воды, раненные насмерть, но сверкающие и свободные, они плавают одно мгновение около своих беспечных невест; союз совершается, после чего, принося себя в жертву, отчаливают к погибели, в то время как супруга - уже мать закрывает свой венчик, где живет их последнее дыхание, и спускается в глубины, чтобы дать созреть плоду героического поцелуя». В эстетической информации отражены все оттенки и нюансы явления, объекта, которые в синтезе с определенностью и ясностью выражают в искусстве всю глубину явления или мысли.

Немецким философом Александром Баумгартеном термин «эстетика» был введен в 1735 г., когда в своей книге «Эстетика» он указывал, что конечной целью эстетики как науки является познание красоты, а также искусства, в котором красота получает свое наивысшее выражение.

Как наука эстетика была известна уже в глубокой древности. Первоначально она являлась частью философии. Затем стала формировать нормы искусства и принцип государственного контроля в различных видах искусства. В дальнейшем эстетика сформировалась как раздел богословия, основной целью которого является привлечение человека к Богу с помощью таких видов искусства, как живопись, пение, ораторское искусство и т.п. Предметом эстетики на современном этапе является изучение сущности, принципов формирования, восприятия, оценки и освоения общечеловеческих ценностей.

Современное понимание эстетики является многогранным, поскольку связано с широким проникновением художественного начала в различные области жизнедеятельности человека. Сегодня важным объектом эстетики как науки становятся различные виды эстетической деятельности человека, выходящие за пределы художественного творчества и охватывающие проблемы эстетического преобразования мира. Научная дисциплина «Эстетика и дизайн товаров» изучает частные закономерности эстетической деятельности человека в области предметной среды, а также вопросы формирования и оценки эстетической Ценности товаров массового потребления.

1.2. Категории эстетики

Термин «категория» имеет греческое происхождение (kategoria) и означает высказывание, признак. В философском понимании, приведенном в советском энциклопедическом словаре, данное понятие трактуется как «наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания». Изучение научной дисциплины «Эстетика и дизайн товаров» невозможно без рассмотрения таких эстетических категорий, как эстетическое, художественное, прекрасное, безобразное, возвышенное, изящное, низменное, комическое, трагическое, ужасное, красивое. Они отражают историю эстетического освоения человечеством мира по канонам красоты.

«Возвышенное» - эстетическое свойство предметов и явлений, имеющих положительное значение для общества и таящих в себе огромный потенциальный заряд. В нем в наиболее полной мере воплощается единство природного и социального содержания эстетического как совершенной дисгармонии. Природные катаклизмы, горные громады, необъятные глади морей и океанов, бесконечность небесного простора, грандиозность природных сооружений и т.п. привлекают человека и формируют в нем стремление познать природу возвышенного. Несмотря на превосходство возвышенного в природе над возможностями современного общества, человек не оставляет попыток подчинить его себе. По аналогии с возвышенным, имеющим место в природе, человек создает архитектурные сооружения гигантских размеров (египетские пирамиды, электростанции различных типов, дамбы, жилые и офисные здания и т.п.), покоряет реки, океаны, космос и заставляет служить себе во благо природные явления. Типичными формами отражения возвышенного являются масштабность, монументальность и грандиозность. Создание таковых произведений требует от автора высокой степени пафоса, чувств, работоспособности, яркости личности и таланта.

Социальное проявление «возвышенного» - героические действия отдельного человека или народных масс, направленные на преодоление враждебных общественному прогрессу сил. Возвышенное формирует в человеке благородство и широту взглядов, нравственно совершенствует его, способствует формированию жизненной позиции. Подтверждением этому является чувство любви, которое служит источником создания вдохновенных художественных произведений в живописи, прозе, музыке, поэзии, танце и других видах искусств.

Иногда категорию «возвышенное» приравнивают к категории «прекрасное». Эти две эстетические категории связаны между собой, но не аналогичны. Если «прекрасное» - это высшая степень красивого, то «возвышенное» - нечто несоизмеримое, незавершенное, нарушающее гармонию и порядок. Источник возвышенного - в человеке, так как возвышенное - «отзвук величия души». Результатом восприятия возвышенного в обществе, искусстве и природе является восторг. Однако к этому чувству может примешиваться и эстетически отрицательные эмоции, а порой и чувство страха. По мнению Ю.Б. Борева, различают две разновидности возвышенного: возвеличивающее мощь человека и подавляющее ее. Это зависит от результата воздействия возвышенного на человека, его потенциала и состояния на момент восприятия.

Стремление к «возвышенному» бесконечно и органически связано с формированием эстетического идеала. Становление последнего определяется общественными тенденциями, традициями, религией и личностным содержанием.

«Низменное» является парной и противоположной по смыслу категорией «возвышенному». Данная категория представляет собой степень ужасного и безобразного в природных и социальных явлениях и имеет чрезвычайно негативную общечеловеческую ценность. В отличие от категории «безобразное», не представляющего серьезной угрозы человечеству в силу того, что его проявления освоены и подчинены человеком, «низменное» опасно. Оно таит в себе угрозу, поскольку на безгранично рассматриваемом историческом этапе развития общества еще не освоено до конца и человечество не может им управлять.

Категорией «низменное» характеризуются такие явления действительности, как беспринципные, антигуманные и античеловеческие поступки. Они могут быть опасными и угрожающими как для отдельных людей, так и для народов и человечества в Целом. Низменное в большей мере, чем другие негативные эстетические категории, ассоциируются с образом зла. Художественная литература, изобразительное искусство, вокальные и танцевальные жанры, театр, кино представляют низменное в виде сказочных, мифологических и реальных образов, олицетворяющих негативные природные и общественные силы (Крюгер, Вий, Баба Яга, фашизм, терроризм, экологические преступления, тирания, войны...). Для отражения сущности данной категории все жанры искусства имеют неисчерпаемые возможности, и мастера умело ими пользуются, заставляя нас поверить в низменность изображаемого.

Сущность категорий «прекрасное» и «безобразное»определяется пониманием человеком красоты. Категория «прекрасное» обозначает высшую степень симбиоза внутренней и внешней красоты. «Прекрасное» существует в многообразии проявлений: в искусстве, природе и жизни. По утверждению Н.Г. Чернышевского, прекрасное в жизни выше прекрасного в искусстве. Наряду с термином «прекрасное» часто используются определения «красивое», «изящное», «грациозное» и т.п., представляющие собой разновидности «прекрасного». «Красивое» характеризует только внешнюю сторону явлений. Поэтому красивыми, но не прекрасными называют черты лица, тело человека, одежду, предметы быта. «Изящное» характеризует красоту очертаний предметов, линий, отточенность формы, грациозность движений и элегантность внешнего вида.

История развития человечества порой ошеломляет нас канонами красоты, сформированными и существовавшими в разные эпохи. В первобытном обществе, где основной функцией женщин было деторождение, прекрасный женский образ, как эталон красоты, предстает в дошедших до нас произведениях искусства того периода в виде женской фигуры с огромным животом и грудью, способной вскормить ребенка. Рассуждая о прекрасном, люди в ходе исторического развития создают самые разнообразные представления об эталоне человеческой красоты.

Формирование представлений о прекрасном происходит не только под воздействием исторических формаций. Иногда существенное влияние оказывает и национальная принадлежность. Для народов с небольшими параметрами фигуры прекрасными считаются фигуры больших размеров, и наоборот. Так, европейские мужчины покорены прекрасным образом восточной женщины с миниатюрными чертами лица и небольшой по размерам фигурой.

Таким образом, «прекрасное» является олицетворением высшей степени красоты общечеловеческих ценностей, т.е. идеалом, с которым сравниваются и по отношению к которому оцениваются другие объекты.

Обозначая явление как «прекрасное», мы не всегда задумываемся о его сути и полезности. Созерцая штиль, завораживающий нас своей напряженностью, тишиной, спокойствием морской глади, мы не задумываемся о том, что он является предвестником шторма, наносящего ущерб прибрежным поселениям. Те же чувства вызывает грандиозность феерии извержения вулкана.

Что же касается предметов обихода, то при выборе из множества аналогичных видов мы ориентируемся и на полезность. Уже в V в. до н. э. Сократ отождествлял прекрасное с полезным и сформулировал свою оригинальную концепцию следующим образом: «Корзина с навозом прекрасна, поскольку полезна». Даже с учетом всей степени полезности навоза для увеличения урожайности почвы, никто, и даже сам Сократ, не стал бы любоваться внешним видом корзины с таковым удобрением. «Прекрасное» и «полезное» - не отождествляемые понятия. Однако их пересечение возможно в товарах. Целесообразность форм предмета и его составляющих, колористическое оформление, совершенство исполнения основной функции - составляющие конкурентоспособности товара. Покупатель, приобретая товар, платит не столько за красоту изделия, сколько за красивую работу с его помощью. В то же время в ассортименте непродовольственных товаров имеются изделия, для которых важным является не высокий уровень эстетических свойств, а высокая степень полезности.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536373839404142434445464748