Культурология. Ч. 2
В литературе авангардизма писатели часто прибегали к методу «потока сознания», когда привычное повествование заменяется непрерывным потоком мыслей, впечатлений и чувств персонажей без обычных диалогов и объективных описаний окружающего; например, ирландский писатель Джеймс Джойс (1882-1941), автор романов «Дублинцы», «Портрет художника в юности». Мировую славу ему принёс объёмный и сложночитаемый роман «Улисс» (1922). Все события здесь происходят в течение одного дня в Дублине. Повествование строится в форме внутреннего монолога некой Молли Блум, по сути дела, единственного персонажа, констатации её невысказанных и неосознанных эмоций. Метод «потока сознания» использовали в своих произведениях такие знаменитые писатели, как англичанка Вирджиния Вулф («Миссис Дэллоуэй», 1925) и американец Уильям Фолкнер («Шум и ярость», 1929). Считается, что метод «потока сознания» был разработан английской писательницей Дороти Ричардсон, а термин введён в обиход философом У. Джеймсом в 1890 г. На основе философии «потока сознания» и теории кубистов американская писательница Гертруда Стейн создала стиль «постоянного присутствия», заключающийся в нарочитом повторении простых фраз («Становление американцев», 1925).
Пытались сломать привычные установки и приёмы литературного творчества, но не прибегая к определённой методологии и другие крупные писатели. Это и Марсель Пруст («В поисках утраченного времени», 1913-1927), и Франц Кафка («Процесс», 1920; «Замок», 1924), Андрей Платонов («Котлован», 1926; «Чивенгур», 1931) и многие другие. Ярчайшими ниспровергателями канонов поэтического творчества были Владимир Маяковский и Велимир Хлебников.
В театральном искусстве авангардизм проявился достаточно поздно, если принимать во внимание не постановочные приёмы, которые пытались реформировать на протяжении всей второй половины XIX в. (Э.Г. Крэг, Люнье-По, К.С. Станиславский, Вс. Мейерхольд и др.), а саму драматургию. Авангардизм в драме наиболее ярко, программно, заявил о себе в начале 50-х годов в так называемой драматургии театра абсурда, отразившей очередной виток кризиса человеческого сознания и культуры. К представителям театра абсурда относят Сэмюэля Беккета, Эжена Ионеско, Жана Жене и др. Их работы строятся на утверждении, что человеческое существование бессмысленно и бесцельно, что люди одиноки и некоммуникабельны. Поступки и высказывания персонажей иррациональны, нелогичны, бессмысленны. Самым популярным произведением абсурда является пьеса Беккета «В ожидании Годо», в которой персонажи заняты бесконечным так и не реализовавшимся ожиданием.
2008-09-10 17:34:39 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |