Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 2

В литературе авангардизма писатели часто прибегали к методу «потока сознания», когда привычное повествование заменяется непрерывным потоком мыслей, впечатлений и чувств персонажей без обычных диалогов и объективных описаний окружающего; например, ирландский писатель Джеймс Джойс (1882-1941), автор романов «Дублинцы», «Портрет художника в юности». Мировую славу ему принёс объёмный и сложночитаемый роман «Улисс» (1922). Все события здесь происходят в течение одного дня в Дублине. Повествование строится в форме внутреннего монолога некой Молли Блум, по сути дела, единственного персонажа, констатации её невысказанных и неосознанных эмоций. Метод «потока сознания» использовали в своих произведениях такие знаменитые писатели, как англичанка Вирджиния Вулф («Миссис Дэллоуэй», 1925) и американец Уильям Фолкнер («Шум и ярость», 1929). Считается, что метод «потока сознания» был разработан английской писательницей Дороти Ричардсон, а термин введён в обиход философом У. Джеймсом в 1890 г. На основе философии «потока сознания» и теории кубистов американская писательница Гертруда Стейн создала стиль «постоянного присутствия», заключающийся в нарочитом повторении простых фраз («Становление американцев», 1925).

Пытались сломать привычные установки и приёмы литературного творчества, но не прибегая к определённой методологии и другие крупные писатели. Это и Марсель Пруст («В поисках утраченного времени», 1913-1927), и Франц Кафка («Процесс», 1920; «Замок», 1924), Андрей Платонов («Котлован», 1926; «Чивенгур», 1931) и многие другие. Ярчайшими ниспровергателями канонов поэтического творчества были Владимир Маяковский и Велимир Хлебников.

В театральном искусстве авангардизм проявился достаточно поздно, если принимать во внимание не постановочные приёмы, которые пытались реформировать на протяжении всей второй половины XIX в. (Э.Г. Крэг, Люнье-По, К.С. Станиславский, Вс. Мейерхольд и др.), а саму драматургию. Авангардизм в драме наиболее ярко, программно, заявил о себе в начале 50-х годов в так называемой драматургии театра абсурда, отразившей очередной виток кризиса человеческого сознания и культуры. К представителям театра абсурда относят Сэмюэля Беккета, Эжена Ионеско, Жана Жене и др. Их работы строятся на утверждении, что человеческое существование бессмысленно и бесцельно, что люди одиноки и некоммуникабельны. Поступки и высказывания персонажей иррациональны, нелогичны, бессмысленны. Самым популярным произведением абсурда является пьеса Беккета «В ожидании Годо», в которой персонажи заняты бесконечным так и не реализовавшимся ожиданием.

 

2008-09-10 17:34:39 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика