Культурология. Ч. 2
Используя приемы кубизма, Пикассо создал немало интересных глубоких произведений. Например, картина «Авиньонские девушки» (1908) и огромное живописное полотно Терника» (1937), изображающее жуткие последствия бомбардировки одноимённого испанского города фашистами. Но Пикассо был связан не только с кубизмом. Он трудился более семи десятилетий, и в его творчестве нашли отражение самые разные художественные направления. Он использует приёмы абстрактного искусства («Танец»), сюрреализма («Плачущая женщина», «Портрет Доры Map»), часто прибегает к символике (парные картины «Война» и «Мир» - 1951). И никогда не забывает о том, что начинал как яркий художник-реалист («Девочка на шаре» - 1905, портрет первой жены, балерины Ольги Хохловой, - 1910, «Три женщины у источника» -1921 и знаменитый «Голубь мира» -1949).
Другим течением модернизма стал экспрессионизм, одно из самых сложных направлений авангарда, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства - его отражение. Уже Ван Гог, а затем фовисты и некоторые другие мастера той эпохи стремились к самовыражению, но название «экспрессионизм» употребляется преимущественно по отношению к немецкому искусству, где он получил наиболее чистое воплощение. Немецкий экспрессионизм может произвести на некоторых зрителей угнетающее впечатление своей экзальтированностью, выражением ужаса перед действительностью и отчаяния. Он зародился в начале XX в., когда во Франции сформировались фовизм и кубизм. Но в отличие от фовистов, немецкие экспрессионисты не стремились к красоте. Картина для экспрессионистов была лишь средством поразить зрителя, пробудить его чувства, заставить сопереживать. Главным было выразить удрученность, разочарованность, недовольство всем сущим. В мире нет ничего, кроме зла и уродства. В начале века немецкими экспрессионистами было образовано несколько объединений, таких как «Мост» и «Синий всадник». Среди них были художники, поэты, критики, журналисты, в том числе и иностранцы. Одним из идеологов «Синего всадника» был Василий Кандинский. Среди наиболее известных художников-экспрессионистов были немцы Эмиль Нольде, австриец Оскар Кокошка, норвежец Эдвард Мунк. Войну с ее ужасами, ранеными, калеками, нищими, а также притоны большого города мастерски изображал Отто Дике (1891-1969). Крупными представителями экспрессионизма были немецкие драматурги Георг Кайзер и Эрнст Толлер, а также американский писатель и драматург Торнтон Уайлдер.
Долгая жизнь была суждена еще одному направлению авангардизма сюрреализму, в основе которого лежало желание заглянуть и отразить сферу подсознания и сна. Реальные существа и предметы выступают здесь в необычных сочетаниях и таким образом возникают образы, напоминающие фантастические видения или сны. В сюрреализме нет никакого порядка и разумного смысла - все подчиняется случайности сновидения. Появление такого искусства в большей мере было связано с распространенной в начале XX в. в медицине точкой зрения, согласно которой в человеческой душе, в подсознании, гнездятся первобытные темные силы, которые стремятся подчинить себе сознание и поступки человека. Соответственно некоторые художники пробовали дать выход этим тайным силам, позволить им управлять рукой художника так, чтобы произведение возникало как бы само собой, без контроля разума.
В 1919 г. группа дадаистов, представителей ещё одного течения авангарда, отличавшегося крайним антиэстетизмом и презрением к классике мировой культуры (например, Марсель Дюшан пририсовывает к «Моне Лизе» усы и бороду или выставляет на обозрение зрителей писсуар) во главе с поэтом и теоретиком Андре Бретоном, начала выпускать журнал «Сюрреалистическая революция». Постепенно из литературы сюрреализм переходит в живопись, скульптуру, кино и театр. Сюрреалистическое направление в искусстве родилось как философия «потерянного поколения», чья молодость совпала с Первой мировой войной. Его представляла в основном бунтарски настроенная художественная молодежь, близкая по мироощущению к дадаистам, но понимающая, что дадаизм бессилен выразить волновавшие их идеи. Теория сюрреализма строилась на философии интуитивизма Анри Бергсона и на философии австрийского психиатра Зигмунда Фрейда с его учением о психоанализе, с культом «бессознательного».
Двойственное чувство вызывают произведения известнейшего из сюрреалистов - каталонца Сальвадора Дали (1904-1989). Неоспоримое мастерство, с которым выполнены все детали картины, делает особенно впечатляющим его фантазии, разыгрывающиеся в плоских пустынных ландшафтах. Среди знаменитых мотивов Дали - огромные карманные часы из какого-то мягкого материала, свисающие с ветки дерева, пылающие жирафы, жуткие вздыбленные кони на длинных, тонких, как проволока, ногах. В картине «Предчувствие гражданской войны» изображена ужасающая конструкция из разлагающейся головы на костяной ноге с двумя огромными лапами, одна из которых сжимает грудь с окровавленным соском. Всё это размещается на фоне безжизненного, мертвого, типично сюрреалистического пейзажа. Крупными представителя сюрреализма были также художники Ив Танги и Жоан Миро.
Сюрреализм с его склонностью к абсурду и безумию был отражением некоторых сторон жизни эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами. Подобные явления можно найти и в прошлом. Особенно много сюрреалистических черт было у Босха и Гойи, но и они ведь работали во времена войн и народных бедствий.
С сюрреализмом часто связывают имя художника из Витебска Марка Шагала (1887-1985). Родившийся в России и именно здесь сформировавшийся как художник, Шагал большую часть жизни прожил за рубежом, но оставался верен впечатлениям детства и юности. Скрипач, парящие над землей любовники, коровы, лошади, ослы, петухи, покосившиеся деревянные домишки витебской окраины - эти мотивы не заслонены парижскими и прочими впечатлениями и сопровождают произведения всех этапов его творческой жизни в самых разнообразных вариациях и художественных модификациях, где бы он ни работал. А творил Шагал поистине для всего мира - от России до Франции, от Штатов до Иерусалима - в самых разных жанрах и видах (как в станковой живописи, так и в монументальной - плафон для парижской Гранд-опера, 1964; парные панно для фойе Метрополитен-опера, 1965; витражи для университета в Иерусалиме, 1960-1961 и т.д.). Для него никогда не был свойствен культ подсознательного, как для сюрреалистов. В его творчестве отсутствуют «крик», истерика, надрыв, как у экспрессионистов. Марк Шагал «живописец по природе».
Одним из самых сложных, самых спорных направлений в современном искусстве был и остается до сих пор абстракционизм. Абстрактная живопись не пытается изобразить что-либо реально существующее - людей, предметы, пейзажи, события, только точки, линии, плоскости, цветовые пятна, отвечающие настроениям и чувствам художника.
Нередко употребляется также название «беспредметное искусство». «Отцом абстракционизма» считают русского художника Василия Кандинского (1866-1944). В 1910г. он написал первые акварели, состоявшие из одних только цветных пятен. Кандинский был также первым, кто изложил теорию абстрактного искусства в своих сочинениях. Некоторые ответвления абстракционизма возникли в России. Различные геометрические фигуры изображал на своих полотнах Казимир Малевич (1878-1935), называя свой творческий метод супрематизмом. Знаменитые картины Малевича - «Черный квадрат на белом фоне», «Белый квадрат на белом фоне», «Красный квадрат» и всевозможные супрематические композиции. Ещё одно направление абстракционизма - лучизм - возглавляли Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. По Ларионову все предметы представляют собой сумму лучей, а задача художника зафиксировать их пересечения и сплетения.
К числу основателей абстракционизма принадлежит также голландец Пит Мондриан. Он разделял плоскость картины вертикальными и горизонтальными полосами на квадраты и прямоугольники. Некоторые из них он окрашивал в белый цвет, другие - в красный, синий, желтый.
С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку. В 1937 г. в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма (спиралеобразное здание было построено по проекту знаменитого архитектора Ф.Л. Райта), в 1939 г. - Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время Второй мировой войны в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.
2008-09-10 17:34:39 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |