Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 2

Тот же самый процесс характерен и для живописи, когда лучшие художники стремились создать портреты своих великих современников. B. Перов пишет портреты Ф. Достоевского, И. Тургенева, А. Островского, М. Салтыкова-Щедрина; И. Крамской - портреты Л. Толстого, Некрасова, Третьякова; И. Репин - портреты И. Тургенева, Л. Толстого, М. Мусоргского; Н. Ге - А. Герцена и Л. Толстого и т.д.

Важным направлением в европейской художественной культуре последней трети XIX в. был также натурализм - идейно-художественное направление в европейской культуре последней трети XIX в., характеризующееся повышенным вниманием к среде обитания людей и базирующееся на предопределенности человеческих пороков влиянием среды. Возникновение натурализма было сопряжено со стремлением писателей внести в литературу методы строго научного исследования действительности, основывающегося на эксперименте, точности описания и документальности. Натурализм исходил из положения, что судьбы людей предопределены наследственностью, средой и общественными отношениями вне зависимости от их воли. Своей философской основой натуралисты избрали позитивизм. Их эстетика созвучна философии Огюста Конта, требовавшего сугубо эмпирического изучения действительности и отказа от обобщений, а также - теориям Ипполита Тэна. В своей «Истории английской литературы» Тэн утверждал, что для понимания художника важнейшее значение имеют три фактора: среда, в которой формируется и творит художник, исторический момент, на который приходится его творчество, и раса - особенности национального склада творца.

Глашатаями натурализма выступили братья Жюль и Эдмон Гонкуры, а наиболее ярким представителем стал Эмиль Золя. В 1868 г. писатель приступил к созданию двадцатитомной серии «Ругон-Маккары», которую предворяет характерный подзаголовок: «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи». Теоретические взгляды Золя зафиксированы в книге «Натурализм в театре». И неудивительно, что влияние натурализма испытали многие крупные драматурги-реалисты: Г. Ибсен («Привидения»), М. Горький («На дне»), Л. Толстой («Власть тьмы»), Г. Гауптман («Ткачи») и т.д. Естественно, что и внутри театра натурализм значительно повлиял на формирование режиссуры как средства создания всякий раз особой среды обитания и действия. (Режиссёры Андре Антуан во Франции и Отто Брамм в Германии).

Художественно-изобразительной системой, которая не копировала, а воспроизводила действительность в соответствии с определенным спонтанно возникшим впечатлением стал импрессионизм.

Импрессионизм - направление в искусстве, сформировавшееся во Франции в конце 60-х - начале 70 годов и стремящееся запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости, отразить мгновенное впечатление. Название произошло от картины Клода Моне «Впечатление» (1867 г.) и объединяло группу независимых художников, оппозиционных официальной академической школе: Эдуард Мане, Эдгар Дега, Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и др. Импрессионисты были уверены, что темой и сюжетом картины может быть непосредственное впечатление от увиденного. И они доказали это своим творчеством. Импрессионизм - это не философия и не техника, это новое художественное видение мира. Правдивость искусства импрессионисты видели не в тождестве с реальностью, а в том, что живопись должна воссоздавать момент, когда человек смотрит на мир непредвзятым взглядом, словно впервые, как ребенок. Импрессионистов упрекали в субъективном и непонятном для остальных взгляде на мир. Но их цветовое видение мира не было чисто субъективным. Оно отражало реально существующие природные оптические законы. Состояние атмосферы, воздух - единственный реальный сюжет картины. Дождь, ветер, интенсивность солнечного освещения - всё это неузнаваемо изменяет объект изображения. Именно эту изменчивость и стремились зафиксировать импрессионисты. Импрессионистический метод можно увидеть в творчестве прекрасных русских художников В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля.

Импрессионизм в скульптуре получил блестящее воплощение в творчестве Огюста Родена (1840-1917), самого значительного скульптора рубежа XIX-XX вв. Наиболее известны его произведения: «Мыслитель», «Адам», «Ева», «Вечная весна», «Поцелуй». Все они создавались скульптором для единого скульптурного комплекса «Врата ада», который так и не был завершён. В скульптурной группе «Граждане Кале» Роден воплотил тему человеческого героизма и стойкости. С импрессионизмом его сближают поиски движения, стремление к «размыванию» объемов, пристрастие к фрагментам (принцип, использовавшийся в живописи Моне и Дега); его эмоционально-психологическое искусство оказало большое влияние на все последующее развитие пластики, породив как последователей (Антуан Бурдель и Аристид Майоль), так и принципиальных противников (Константин Бранкузи, Александр Архипенко, Ганс Арп, скульптурные работы Амедео Модильяни и т.д.).

Импрессионизм как творческое направление был близок музыке. Для композиторов-импрессионистов - Клода Дебюсси и Мориса Равеля - характерны поиски новых выразительных средств, создающих неповторимое впечатление, использование необычных комбинаций инструментов. По эмоционально приподнятому, нервному, взволнованному, непредсказуемому характеру музыкальных сочинений к импрессионизму близок и замечательный русский композитор и пианист Александр Скрябин.

Постимпрессионизм - общее название течений в живописи конца XIX - начала XX вв., возникших как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолётному, объединяющее художников, не связанных единством метода и программы. Каждый из художников, которых обычно называют постимпрессионистами («те, кто пришел после») - Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген - яркая индивидуальность. Постимпрессионизм интересен особым вниманием к форме, к декоративной стилизации, символикой цвета, новыми приёмами построения пространства и объёма.

Ещё одним значительным идейно-художественным направлением в европейском искусстве рубежа XIX-XX вв. стал символизм, для которого характерно использование в качестве выразительных средств разнообразных символов: образы-символы, идеи-символы и т.д. Сформировался символизм во Франции в 80-е годы. В манифесте, написанном поэтом Жаном Мореасом (1886), символисты объявили себя певцами «заката», «упадка», «гибели», художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, «видимость» символисты противопоставляли внутренней сущности и говорили, что свою задачу они видят в познании и художественном воспроизведении сущности, которую можно постичь с помощью поэтической интуиции, а не логики. Художники-символисты противостояли реализму и импрессионизму и стремились выразить настроение и идеи через символику цвета и формы. Сюжеты их произведений были, как правило, мифологическими, мистическими или фантастическими. В некоторых произведениях к символизму близок великий русский художник М. Врубель («Демон лежащий», «Демон сидящий», «Царевна-лебедь», «Пан»).

Поэты-символисты использовали слова в их символическом, переносном значении, создавая систему образов-символов. Главой французского символизма стал поэт Стефан Малларме (1842-1898), однако высшей точкой этого течения является творчество поэтов Поля Верлена (1844-1896) и Артюра Рембо (1854-1891). Рембо пытался согласовать лирику с живописью, а в знаменитом «Цветном сонете» подыскивал цветовые эквиваленты гласных (А - черный, Е - белый, И - красный, У - зеленый). Возникнув во Франции, символизм быстро распространился по Европе. Европейский символизм выдвинул несколько значительных художников. Среди них швейцарский живописец Арнольд Бёклин, («Остров мёртвых», «Три грации»), бельгийский поэт и драматург Морис Метерлинк, автор пьесы «Синяя птица», впервые поставленной в начале века на сцене Московского Художественного театра К. С. Станиславским, австрийский драматург Гуго фон Гофмансталь. Близок к символистам поэт Райнер Мария Рильке (1875-1926) - один из величайших лириков Австрии. В лучшей книге Рильке «Часослов» символическая недоговоренность сочетается с предвидением близящейся мировой катастрофы и краха культуры.

 

2008-09-10 17:34:39 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика