Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Культурология. Ч. 2

9. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII В.


Направленные на модернизацию и европеизацию общества радикальные реформы Петра I были исторически обусловлены и вместе с тем насильственны. Эта «революция сверху» коснулась в первую очередь культуры: дальнейшее «обмирщение», утверждение нового взгляда на человеческую личность, «спрессованность» культурного процесса - вот признаки петровского времени и всего столетия. Но, несмотря на решительность коренных преобразований, русская культура вновь демонстрирует умение выживать и сохранять неповторимые черты.

Вполне естественно, что рост промышленности, нараставшие изменения в укладе жизни резко увеличили потребность в специалистах, которых могла подготовить только новая светская школа. Началась реформа образования. Начало системе светского образования положило открытие в 1701 г. «Школы математицких и навигацких наук» и Пушкарской (артиллерийской) школы в Москве. За короткое время начали работать еще несколько профессиональных школ: инженерная, медицинская, горная. На базе некоторых из них впоследствии образовались высшие специальные учебные заведения. Своеобразным итогом петровских преобразований в области просвещения и науки было открытие в 1725 г. Академии наук, особенностью которой было объединение научно-исследовательских и педагогических функций (в ее системе находились университет и гимназия). Академия имела также свою библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, физическую и химическую лаборатории. В отличие от европейских академий, существовавших на средства от издательской и другой коммерческой деятельности, Петербургская академия наук имела твердый государственный бюджет. Для дворянских детей была создана сеть закрытых учебных заведений (Шляхетский корпус, Пажеский корпус, «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре и др.). Появились профессионально-художественные училища закрытого типа (Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773; Академия художеств, 1757 и др.). К концу XVIII в. в стране было 550 учебных заведений с числом учащихся около 70 тыс. человек.

12 января 1755 г. (в Татьянин день) императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об учреждении в Москве университета с двумя гимназиями. Хотя в нем говорилось, что Московский университет создан по примеру европейских, «где люди всякого звания свободно наукою пользуются», однако для дворянских детей предназначалась одна гимназия, для разночинцев - другая. Лишь став студентами, они учились совместно и все независимо от происхождения получали шпаги; таким образом, статус разночинца повышался. В отличие от европейских университетов обучение в Московском в XVIII в. было бесплатным, а для 30 студентов предусматривалось казенное содержание. В 1779 г. была открыта Учительская семинария при Московском университете, в 1782 г. - Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ, преобразованное в Педагогический институт.

Распространению научных знаний способствовало развитие типографского дела в Москве и Петербурге. Широко издавались иллюстрированные гравюрами, схемами, чертежами учебники («Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого и др.), словари, различные специальные руководства. Введение нового, более простого шрифта (1710 г.) способствовало распространению грамотности, хотя и привело к разделению сферы книжности на светскую и церковную, где сохранялся старый шрифт. В конце 1702 г. начала выходить первая печатная газета «Ведомости», в которой публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. «Ведомости» не являлись изобретением Петра.

Его заслуга состоит в том, что выпускаемые ранее рукописные столбцы, предназначенные для немногих, были превращены в печатное издание для всеобщего чтения.

Петровские указы, не ограничиваясь сферой политики и экономики, вторгались в общественную, частную и даже интимную жизнь, учили подданных правилам рационального хозяйствования, диктовали покрой одежды. Безоговорочное право не брить бороду было сохранено лишь за духовенством. Купцам и крестьянам, не желавшим расставаться с нею, приходилось платить особый налог и носить медный «бородовый знак», изображавший усы и бороду и снабженный надписью «Деньги взяты». Вводились новые формы светского времяпрепровождения (ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками и иллюминацией). Была издана книга о правилах поведения молодого человека «Юности честное зерцало» (перевод с немецкого), советовавшая в частности «в сапогах не танцевать, в платок громко не сморкаться, пальцем носа не чистить, пальцев не облизывать, голову над пищей не чесать, не чавкать и т.д.». Среди петровских нововведений было устройство в Москве первого публичного театра на Красной площади в Москве («Комедийная храмина»), введение юлианского летосчисления (с января 1700 г.), организация регулярного почтового сообщения и др.

В литературе первой четверти века происходили серьезные изменения. Это время расцвета жанра «гистории» - повести. Большой популярностью пользовалась Тистория о российском матросе Василии Кариотском». В ней отразились идеи новой эпохи. Несовершенные в художественном отношении повести позволяют многое узнать о людях нового времени. Как правило, герои «петровских повестей» - молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущество разума и науки, осознающие себя не только гражданами новой России, но и европейцами. Для русских людей нового времени стало естественным представление о России как европейской стране.

В 40-е годы началась научная деятельность М. В. Ломоносова (1711-1765), ставшего в 1745 г. первым русским профессором, членом Академии наук. Решая практические задачи, он занимался горным делом, металлургией, производством стекла и одновременно достиг больших успехов в разработке теоретических проблем. Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения (почти на 30 лет раньше французского химика А. Лавуазье), явился одним из создателей учения о теплоте как о молекулярном движении, стал основоположником физической химии и т.д. Не менее разнообразной и плодотворной была деятельность ученого в области гуманирных наук: ему принадлежит выдающаяся роль в реформе русского языка; ученый оставил многочисленные записки на общественно-политические и экономические темы и т.п. Неоценим вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения. Он был одним из инициаторов создания Московского университета. Им написана книга «Древняя Российская история», где автор впервые коснулся вопроса об этногенезе славян, высоко оценив их древнюю культуру. Ломоносов пробовал свои силы и как художник, пытаясь возродить искусство мозаичной живописи (мозаичное панно «Полтавская битва»).

Впервые русское искусство приобрело отчетливо светский характер и стало развиваться в русле европейского искусства. Принципы архитектуры нового времени наиболее полно воплотились в строительстве новой столицы России - Петербурга. В отличие от большинства русских средневековых городов, имевших радиально-кольцевую планировку, в Петербурге воплотился идеал рационально спланированного городского ансамбля. Для массового строительства вводились типовые проекты зданий, размеры которых зависели от состоятельности владельца (все население делилось на три категории). «Именитые» (помещики и богатые купцы) обязаны были строить двухэтажные каменные типовые здания; «подлые» и «зажиточные» - маленькие и покрупнее мазанковые дома. Первые монументальные постройки Петербурга были возведены в основном приглашенными иностранными зодчими. Главной задачей ставилось отражение через архитектуру новой столицы величия и мощи Российской империи.

В петровское время произошли изменения и в застройке Москвы, где также возводились здания, отвечавшие новым вкусам. Появились небывалые прежде сооружения промышленного, административного, учебного назначения: Большой Каменный мост через Москву-реку; ткацкая мануфактура, Суконный двор в Кадашах; здание Арсенала в Кремле и др.

Расцвет русского зодчества и изобразительного искусства приходится на середину XVIII в. Специфика русского барокко - русской архитектуры XVIII в., развивавшей традиции европейского барокко в противовес канонам барокко московского, связана с использованием опыта европейских мастеров. Лицо архитектуры этого периода определяли новые для России объемно-пространственные композиции. Крупнейшим зодчим середины века был В.В. Растрелли (младший), самые совершенные постройки которого - Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе с обширным регулярным парком и парковыми павильонами; Зимний дворец в Петербурге; комплекс Смольного монастыря. Внешнее великолепие стиля барокко - богатство скульптурного убранства, игру светотени, красочность сочетаний интенсивно-голубого, белого цветов и позолоты - зодчий умело соединил с грандиозным пространственным размахом и удивительной продуманностью композиции.

 

2008-09-10 17:34:39 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика