Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 2

В современной либеральной демократии многообразию групповых интересов соответствует многообразие общественных объединений, создаваемых добровольно для их отстаивания перед государством. Чем более зрелым и сложным является общество, тем больше в нем различных заинтересованных групп, и тем шире круг вопросов, попадающих в поле их зрения. В ФРГ, например, в так называемом списке лоббистов зарегистрировано более 1400 представителей таких групп интересов. К ним прежде всего относятся союзы предпринимателей (работодателей) и трудящихся по найму, торговые, промышленные, сельскохозяйственные и прочие палаты, союзы и ассоциации, организованные по региональному и профессиональному принципу. В механизме принятия политических решений они выступают как группы давления. Особенно большим влиянием лоббистские группы пользуются в США, где их даже иногда называют «третьей палатой» законодательных учреждений.

Эти многочисленные общественные объединения стали, наряду с партиями, субъектами политического процесса. Их деятельность способствует формированию и проведению государственной политики, обеспечивающей сбалансированность интересов и поддержание социального мира и стабильности. Однако сфера их деятельности ограничена определенными корпоративными интересами. Так, союзы работодателей и трудящихся по найму занимаются исключительно политикой в области заработной платы и социальной политикой, экономические объединения - проблемами экономики, и т.д. Форма их воздействия на власть, как правило, сводится к выявлению и постановке проблем, экспертной оценке законопроектов, разработке рекомендаций по совершенствованию принимаемых законодательных актов.

Партии на Западе справедливо подвергаются критике за разрастание партийного аппарата и его претензии на право говорить и действовать от имени партии и избирателей, за коррумпированность партийных чиновников, время от времени уличаемых в получении взяток. Указывается на разрыв между руководством партии и рядовыми членами, которым часто отводится функция машины голосования. Партии обвиняют в сращивании с государством, в бюрократизации, в догматизации идеологических и программных установок, в неспособности к самообновлению и других грехах. Все это дает пищу для постановки вопроса о кризисе партий как института представительной демократии.

Реакцией открытого общества либеральных демократий на недостатки партийной демократии стало появление альтернативных форм участия в лице многочисленных групп, выступающих с политическими инициативами. Такие группы возникают всякий раз, когда происходит сбой в функционировании парламентской демократии и принимаемые решения ущемляют чьи-то интересы. В США число Комитетов политического действия перевалило за 4 тыс. Движение гражданских инициатив в Германии и новые политические движения такого рода в других европейских странах оказывают, наряду с партиями, существенное влияние на формирование политической воли общества. Их деятельность носит обычно временный характер. Когда проблема, вызвавшая к жизни движение, оказывается выполненной, оно исчерпывает свою задачу и утрачивает поддержку общественности.

Новые тенденции в общественном развитии, равно как и конкуренция со стороны новых политических движений, заставляют партии постоянно эволюционировать. Происходит переоценка идеологических ценностей и программных установок, совершенствуются организационные структуры, активизируется работа «мозговых» центров. Партии становятся более гибкими, стремятся получить поддержку профсоюзов, женского, молодежного, кооперативного, экологического движений, расширить свою социальную базу. Под эгидой партий создаются различные внепартийные союзы, движения и клубы, расширяется сотрудничество со всевозможными неполитическими общественными объединениями.

Эволюция партий неизбежно ведет и к более терпимому отношению к инакомыслию в собственных рядах, предел которому устанавливают только основные программные цели. Некоторые партии по своей структуре превращаются, по существу, в федерацию фракций. Так, например, Австрийская народная партия (700 тыс. членов) включает Союз хозяев (крупные промышленники и аграрии), Союз рабочих и Крестьянский союз.

Развитие телекоммуникационных технологий приводит к новой постановке извечной проблемы «представительная демократия versus прямое волеизлияние народа» со всеми таящимися в ней опасностями для демократии, и к дальнейшей эволюции партий.

Одним из ее последствий становится превращение партий в корпоративные объединения менеджеров по государственному управлению,

выставляющих свои услуги на политическом рынке во время выборов и конкурирующих между собой за то, кто способен предложить более профессиональное и менее расходное управление обществом.

Эти объективные глобальные тенденции трансформации партийных систем не могут не влиять на российскую многопартийность. Как отмечает Ф. Шмиттер, было бы анахронизмом думать, что партиям нынешних неодемократий предстоит повторить все стадии развития своих предшественниц, выполняя при этом все их функции.

При оценке перспектив становления партийной демократии в России следует также принимать во внимание существующие теории перехода от авторитарного правления к демократии. При всех различиях они сходятся в том, что процесс зарождения демократии не обязательно должен быть единообразным во всех точках земного шара, к демократии могут вести несколько путей. Тот исторический факт, что политические партии способствовали становлению демократии на Западе в XIX в., не означает, что то же самое должно произойти в России конца XX в.

Нельзя также игнорировать того, что сама модель гражданского общества на Западе, элементом которой является институт политических партий, подвергается сегодня серьезной ревизии постмодернизмом - одним из влиятельных течений западной политической мысли, активно занимающимся изучением перспектив развития посткоммунистических стран.

Постиндустриальный период означает смену генетического кода цивилизации, появление информационного общества. Новые информационные технологии конструируют новые социальные реальности. Технологическая революция ломает существовавшую социально-классовую структуру и формирует новую сеть социальных отношений. Происходит смена характера социальных обменов, основанных на чистой иерархии принятия решений, на горизонтальных связях. В информационном обществе меняются отношения собственности - капитал уступает главенство информации; с трансформацией отношений собственности фрагментируется социальная структура общества.

Как считают представители постмодерна, модель гражданского общества с партиями как институтом политического участия соответствовала ранней, индустриальной стадии развития общества, и сегодня оказалась не в состоянии справиться со стоящими перед человеческой цивилизацией проблемами. Гражданские общества возникали, как правило, в рамках государства-нации, контролирующего определенную территорию и население и основанного на принципах централизма. В условиях транснационализации материального производства и сознания, возникновения мощных супранациональных институтов, государство-суверен изживает себя и превращается в помеху нормальному функционированию и развитию общества.

Большинство представителей постмодерна видят последующее развитие как дальнейшую фрагментацию общества на микроуровне - автономизацию отдельных социальных групп и регионов и, одновременно, реинтеграцию на макроуровне - возникновение «глобального гражданского общества». Они полагают, что если посткоммунистические страны не присоединятся к процессу построения глобального гражданского общества, а вместо этого сосредоточатся на создании такового лишь в национальных рамках, да еще и по устаревшему образцу, это обернется крахом для них самих и поставит под угрозу стабильность во всем мире.

 

2009-07-27 15:31:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика