Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 2

18. РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНСОЛИДАЦИИ ДЕМОКРАТИИ

Прямое отношению к будущему партий как института политического представительства имеют процессы, происходящие в «третьем секторе» постсоветского общества, секторе негосударственных, некоммерческих организаций (НГО, НКО). Сфера его активности включает социальную защиту, культуру, образование, творчество, защиту окружающей среды, а также правозащитную деятельность. Количество НКО, зарегистрированных в 1996 г., составляет около 30% от общего числа НКО, зарегистрированных в предшествующие 1991-1996 гг.

НКО не стремятся подменить собой государственные структуры или принять на себя функции политического управления обществом, но именно здесь, в «третьем секторе», происходит самоорганизация граждан, самоорганизация, не полагающаяся на традиционный патернализм государства и свободная как от его вмешательства, так и от порождаемого патернализмом иждивенчества. Здесь решаются такие важные для консолидации демократии задачи, как преодоление социальной пассивности, порожденной традиционной государственной политикой подавления любой несанкционированной инициативы граждан, преодоление отчуждения людей от происходящих социально-экономических и политических процессов, артикуляция групповых интересов и интересов локальных сообществ, планирование и осуществление акции по защите и достижению групповых целей.

Правовое государство - это государство, принимающее законы, которые фиксируют выработанные обществом и принятые им практики. Наработкой этих правил занимаются НКО. Выполняя эти функции, НКО вступают в отношения сотрудничества с государством и одновременно борьбы с коррумпированностью властных структур. Они стремятся сделать действия властей прозрачными и добиваются соблюдения принципов верховенства закона и реципрокности обязательств государства и гражданина, совершенствования правовой базы защиты гражданских прав и свобод, т.е. создания и соблюдения всеми участниками правил игры. Их кредо - защита человека от государства ненасильственными мерами, в рамках закона.

Меняется характер правозащитного движения от классических гражданско-политических прав, за которые боролось диссидентское движение, к конкретным правам и интересам граждан, которые обращаются за помощью, особенно наименее защищенных категорий, таких как военнослужащие или заключенные. НКО защищают не абстрактные права, а конкретные социальные интересы конкретных групп граждан. Правозащитники берутся за все случаи нарушения правил игры: невыдача зарплаты, незаконное лишение льгот пенсионеров, самочинное изменение банками процентной ставки выплаты по вкладам. К ним обращаются самые бедные неадаптированные россияне, те, кто уже понял, что рассчитывать на государство и выпрашивать у него защиту бесполезно, что можно полагаться только на себя. Правозащитные НКО организуют юридические общественные приемные, где ведут консультации по более простым делам, и представляют интересы граждан в суде. Особенно значима их деятельность в частном секторе производства, где царит полный правовой беспредел в социальной защите.

Своей деятельностью НКО стремятся способствовать становлению местного самоуправления как массовых низовых структур демократии, созданию правовой инфраструктуры и благоприятного климата для развития малого и среднего предпринимательства, появления широкого, экономически не зависящего от государства среднего слоя. Они помогают группам средних и мелких предпринимателей отстаивать свои права перед властью в регионах, где региональными элитами «схвачено» все, включая платных юристов-консультантов, которые могут просто «сдать» властям своих клиентов. На фоне общей апатии большинства НКО организуют социально активные меньшинства. Через НКО актуализируется демократический потенциал, появление которого фиксируется социологами. По мере накопления опыта НКО происходит повышение уровня координированности «третьего сектора», объединение однопрофильных структур в коалиции, обладающие большим потенциалом влияния на власть. Правозащитные структуры НКО способствуют повышению правовой грамотности россиян, учат их добиваться соблюдения государством и негосударственными финансово-промышленными структурами своих гражданских прав.

НКО в регионах поддерживаются мелким бизнесом, часто втайне от властей. Они решают совершенно конкретные проблемы и работают на локальном уровне, на том уровне «корней травы», где на Западе рождались движения гражданских инициатив, комитеты политического действия и другие, альтернативные партиям, формы гражданского участия, возникавшие как реакция на те недостатки партий, которые в полной мере присущи и российской многопартийности. Работать в правозащитные НКО идут студенты-юристы, часто из хорошо обеспеченных слоев общества, многие из них сохраняют свои связи с НКО после защиты диплома. Их деятельность в НКО дает им престижный социальный статус, способствует реализации их личных демократических потенций. Они набирают опыт отношений с властью, профессионализируются. Для других путь в правозащитное движение идет через личный опыт отношений борьбы с властью и желание этот полученный опыт использовать во благо других.

В 1997 г. представители из 57 региональных правозащитных движений сумели договориться, приняли устав и объединились. НКО способствуют, таким образом, соорганизации социально активной, профессиональной и демократически ориентированной среды, из которой обществом может быть рекрутирована элита для занятия публичной политикой. НКО уже сейчас частично берут на себя такую важную функцию политических партий, как рекрутирование политической элиты. И хотя среди правозащитников сильно развита аллергия на партийные формы организации (на своем объединительном съезде они тщательно работали над тем, чтобы движение не приняло партийные формы), вырабатываемые ими модели представительства и посредничества между обществом и государством могут оказаться эффективными и в области представления политических интересов.

Деятельность НКО направлена объективно на укрепление государства, очистку его административно-бюрократического аппарата от коррумпированных и криминальных элементов, освобождение из-под диктата олигархических группировок, и одновременно на усиление структур гражданского общества. И если можно ожидать ренессанса политических партий как института гражданского общества и правового государства, то наиболее благоприятной средой для этого является сфера НКО.

Однако ориентация «режимной системы» на самоконсервацию препятствует становлению как государства, так и политически организованного гражданского общества. В отсутствие массового среднего класса, независимых от власти партий, пользующихся социальной поддержкой, и самодеятельного местного самоуправления, которое образует на Западе низовые структуры самоорганизации общества, перспективы трансформации «режимной системы» во многом связаны с наличием влиятельных групп в самой правящей полиархии, заинтересованных в становлении действительно свободного рынка и демократизации политической системы на базе гражданского общества, а также с внешними факторами влияния.

 

2009-07-27 15:31:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика