Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 2

9. КОНСТИТУЦИЯ 1993 Г. И МЕСТО ПАРТИЙ В НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Драматическая развязка конфликта между исполнительной и законодательной властями сопровождалась активными действиями президента по закреплению своей победы. Серией указов Президент России фактически повсеместно прекратил деятельность органов советской власти. Через два года после роспуска КПСС была ликвидирована вторая политическая основа советского строя.

Место прежней государственности должна была занять новая система, принципы которой закреплялись в проекте российской Конституции, срочно доработанной президентской командой в течение октября и ноября. Согласно президентскому указу, всеобщее голосование по проекту новой Конституции должно было состояться одновременно с выборами Федерального Собрания.

Конституции была одобрена, несмотря на небывало низкий кворум и почти предельно допустимое число поданных за нее голосов - 28%, при том, что в качестве нижнего предела для утверждения конституционных основ посредством общенародного референдума в демократических странах обычно приняты 50%. За нее проголосовали 30 млн. российских граждан из общего числа 106 млн. обладающих правом голоса, голосование состоялось в 72 регионах Российской Федерации из 89. Ее принятие и проведение выборов Федерального Собрания, которые состоялись практически во всех регионах России, кроме Чечни и Татарстана, стало водоразделом в развитии многопартийности в России. Впервые после октября 1917 г. партии получили возможность выйти на выборы со своими программами и выдвинуть своих кандидатов.

Конституция установила государственное устройство России и определила в нем институты, в которых могла бы развиваться партийная демократия.

Конституция существенно укрепляла позиции президента по отношению к законодательной власти. Согласно ей, президент является одновременно и главой государства, и главой правительства. В его руках сосредоточена вся полнота исполнительной власти и, кроме того, он наделен существенными законодательными полномочиями. Так, президент получил право отлагательного вето в отношении решений Федерального Собрания, а для его преодоления в каждой из палат при повторном голосовании необходимо собрать не менее двух третей голосов. Вероятность отмены президентского вето при таком условии в большинстве случаев практически равна нулю. Президент получил также право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной Президентом.

Президент единолично держит в своих руках функцию «гаранта конституции», которая фактически может быть интерпретирована как угодно. В интерпретации нынешнего председателя Конституционного Суда (М. Баглай) это положение предполагает «широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и из духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией... жизненные ситуации... Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания обязанностей как гаранта Конституции». Как свидетельствует мировой опыт, гарантом конституции не может являться один человек, в качестве такового может служить лишь вся политическая система сдержек и противовесов, включая и негосударственные институты гражданского общества. В целом Конституция создавала государственную модель, в которой президент пользуется самыми большими прерогативами в сравнении с главами государств других известных миру президентских республик.

Конституция установила Федеральное собрание - парламент Российской Федерации, ее представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого из субъектов Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума избирается на 4 года и состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе. Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Конституция определяет три условия, при соблюдении которых лицо может быть зарегистрировано в качестве кандидата и в случае победы стать депутатом (пассивное избирательное право): это должен быть гражданин России, достигший 21 года и обладающий активным избирательным правом. Депутаты, которые на момент избрания работают в сфере предпринимательской деятельности, должны отказаться от управленческих и иных постов в компаниях, но сохраняют свое право участия, выражаемое в паях, акциях и т.д. Депутаты Государственной Думы, как и члены Совета Федерации, обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случая задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру.

Порядок проведения выборов в Государственную Думу первого созыва в декабре 1993 г. определялся указом президента. Выборы проводились по смешанной системе: одна половина состава Думы избиралась по мажоритарной системе - по одномандатным избирательным округам голосованием в один тур, другая - по пропорциональной системе по единому федеральному избирательному округу, которым являлась вся территория Российской Федерации. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями производится по месту работы, службы, учебы и жительства путем сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата.

В соответствии с этой избирательной системой, за депутатов, прошедших в Думу от одномандатных округов в 1993 г., проголосовали 31,4% избирателей, принявших участие в голосовании, на выборах 1995 г. их доля снизилась до 29,2%. Следовательно, в 1993 г. не представленными в Думе оказались 68,6% избирателей, проголосовавших за кандидатов, не ставших депутатами в 1993 г., и 70,8% избирателей - в 1995 г.

При голосовании по «партийным» спискам избирателям предлагалось выбрать одно из внесенных в бюллетень избирательных объединений (блоков), и мандаты депутатов распределялись между победителями пропорционально количеству поданных за каждого из них голосов.

Позднее это соотношение депутатов в Думе, выбираемых по мажоритарной и пропорциональной системам, было закреплено Федеральным законом «О выборах депутатов ГД» от 9 июня 1995 г.

По закону о выборах статусом избирательных объединений пользуются общероссийские общественные объединения, устав которых предусматривает участие в органах государственной власти посредством выдвижения кандидатов, зарегистрированные Министерством юстиции не позднее чем за 6 месяцев до объявленного дня выборов. Общероссийскими являются общественные объединения, осуществляющие свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеющие там свои структурные подразделения - организации, объединения, филиалы, представительства.

Несколько избирательных объединений, по решению их съездов, могут создавать блоки для выдвижения единых кандидатов. Объединения и блоки имеют право выдвигать кандидатов в депутаты также в одномандатных округах - не более одного в одном округе.

Избирательное объединение или блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, должны собрать в его поддержку не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на долю одного субъекта федерации должно приходиться не более 7% подписей от 200 тыс. Минимальное необходимое количество подписей для кандидата от одномандатного избирательного округа - 1% от общего числа избирателей данного округа.

Закон о выборах установил пятипроцентный барьер, который необходимо преодолеть избирательному объединению или блоку для того, чтобы попасть в Думу. Объединения и блоки, сумевшие этот барьер преодолеть, получают 225 мест в Думе, которые распределяются между ними пропорционально количеству полученных голосов. Голоса избирателей, отданные за списки объединений и блоков, которые остались по другую сторону барьера, в распределении депутатских мандатов на представление интересов общества в высшем законодательном и представительном органе власти во внимание не принимаются. В 1993 г. за избирательные объединения, прошедшие в Думу, было подано в общей сложности свыше 80% голосов участников выборов, в 1995 г. - 50,5% голосов.

 

2009-07-27 15:31:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика