Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 1

Партии организуют избирательные кампании и, предлагая во время их проведения различные альтернативы, позволяют осуществиться самому принципу выборности. Связь между партиями и выборами настолько тесна, что в политической науке эти два понятия обычно рассматриваются вместе.

Партии дают индивиду возможность выбирать не только между управляющими, но, что более важно, - между различными вариантами будущего - в своей программе партия формулирует коллективную цель для общества, которую она обязуется достичь в случае победы на выборах.

Кандидаты от партии занимают ключевые позиции в структурах государственной власти и управления в качестве представителей воли избравшего их народа и, таким образом, интегрируют общество и государство в единое целое, составляющее представительную демократию.

Изначально в центре внимания теории демократии стояли отношения между индивидом и государством, ибо сила государства в сравнении с силой отдельных граждан настолько велика, что делает сопротивление ей бесполезным. Но и в демократическом обществе государственная власть не в состоянии воспринимать интересы каждого отдельного гражданина. В обществе всегда существуют самые разнообразные и разнонаправленные интересы, предпочтения и требования. Трансформировать каждое из них в политическое решение немыслимо. Даже если такое было бы возможным, это привело бы к хаосу и непредсказуемости политической жизни. Партии взяли на себя функцию выделения из атомизированного множества частных интересов наиболее значимых и объединения их в групповые политические интересы, с которыми может взаимодействовать государство. Благодаря партиям на смену стихийным, зачастую противоправным выступлениям толпы пришло осознанное, узаконенное конституцией участие граждан в политике государства. От партий массовое сознание воспринимает ценности, лежащие в основе норм поведения и «правил игры» в сфере политики, без соблюдения которых стабильное существование демократии становится невозможным. По замечанию известного американского политолога С. Липсета, выборы являются современным выражением «демократической классовой борьбы».

Интегрируя индивидов в социальные группы со своими осознанными интересами, партии преобразуют толпу в общество граждан и способствуют формированию политической воли народа, а интегрируя групповые интересы в политику государства, партии способствуют материализации политической воли народа, ее превращению во власть народа.

Существование множества партий свидетельствует о том неопровержимом факте, что общество разделено на группы, где каждая из них имеет свои политические интересы, отличающиеся от интересов остальных. Как правило, это интересы, связанные с проблемами распределения ресурсов, прежде всего, материальных и социальных благ, и власти. Когда интересы одной части общества удовлетворяются за счет ущемления интересов остальных, в обществе растет социальная напряженность, которая грозит расколом и угрозой массового насилия. Партии, беря на себя функцию выражения и представления в политике государства интересов различных групп, выступают носителем плюрализма идей и мнений в формировании воли народа: решение в политической системе открытого общества выступает как результат взаимодействия групповых интересов. Благодаря партиям, политика из столкновения «Добра» и «Зла», в котором никакие компромиссы неуместны, превращается в выработку консенсуса.

Соперничество партий становится движущей силой регулярного обновления публичной власти без катаклизмов, несущих хаос и разрушение функциональных структур общества. Без партий в оппозиции государству практически невозможен контроль со стороны общества за деятельностью огромной, обладающей монопольным правом на насилие государственной машины, перевыборы власти, не оправдавшей ожиданий. Партии, таким образом, сообщая легитимность власти, одновременно решают самую важную проблему общества, а именно - проблему контроля за опасной концентрацией власти, за тем, чтобы некоторое необходимое ограничение государством свободы граждан не подвергало опасности ту свободу, которую оно призвано защитить.

В сложной системе общества с внутренними механизмами самореформирования, партии, осуществляя через институт представительной власти постоянную обратную связь органов государственного управления с управляемым обществом, обеспечивают гомеостазис системы. Они выполняют функцию поддержания социального консенсуса, и государство, ограничивающее свободу организации и деятельности партий, напоминает паровой котел, в котором неисправный регулятор давления, создает постоянную угрозу взрыва.

Как свидетельствует история, всякий раз, когда какая-то партия начинает считать, что именно ей выпала историческая миссия решать, в чем состоят интересы общества, происходит перерождение демократии в тоталитарный режим, для которого подавление является основным средством разрешения социальных конфликтов, и который, в конечном счете, неизбежно приводит общество к тотальной катастрофе.

В большинстве стран представительной демократии партии практически полностью контролируют механизм формирования политической элиты общества. Карьера профессионального политика, как правило, начинается в партии. Еще в период обучения он совмещает учебу с деятельностью в молодежной организации партии, взгляды которой он разделяет. Участвуя в избирательных кампаниях, подвергаясь испытаниям в политических дискуссиях и дебатах, работая в парламентских комиссиях и комитетах, политик набирается практического опыта и вырабатывает в себе качества, необходимые для профессиональной государственной деятельности. Наделенный способностями молодой политик продвигается по иерархической лестнице в партии, это дает ему право рассчитывать на ту или иную должность на полученных партией постах государственной власти.

Политические установления и практика, составляющие сущность демократического управления обществом, не только созданы партиями, но и были бы без них немыслимы. Отдавая должное роли, которую партии играют в политических системах либеральных демократий, эти системы часто называют партийными демократиями.

Признавая ведущую роль партий в политической жизни, общество наделяет их огромными властными полномочиями. Но по той же причине оно принимает жесткие меры для того, чтобы власть не перешла в руки организаций, способных использовать ее во вред демократии. Партии контролируются гораздо более строго, чем любые другие общественные организации, как, например, профсоюзы или объединения предпринимателей.

Любая группа граждан вправе создать свою партию, но при условии, что ее цели и задачи не противоречат конституционным основам государства. В Германии, например, деятельность партий регламентируется соответствующими положениями конституции и специальным законом, насчитывающим более 40 разделов. Закон призван регулировать конституционно-правовой статус партий, их цели и задачи, принципы внутренней организации, участие в выборах. При разработке закона был учтен исторический опыт Германии, в которой национал-социалистическая партия, воспользовавшись слабостью только народившейся Веймарской республики, захватила власть и установила режим, который в итоге привел страну к национальной катастрофе.

Конституция и закон о партиях требуют, чтобы партии, разделяющие демократические ценности, последовательно придерживались демократических норм и в организации своей внутренней деятельности. Демократизм партийной жизни предполагает возможность плюрализма мнений внутри партии, открытость процесса принятия решений, сочетание принципа принятия решений большинством с защитой мнений меньшинства, контроль за соблюдением норм и механизм разрешения внутренних конфликтов. О демократизме партии позволяет судить, например, порядок отбора кандидатов на выборах, которые в одном случае могут быть определены руководящими органами, в другом - выбраны низовыми организациями.

Особое внимание закон уделяет партийным финансам, ибо деньги становятся опасными для демократии, когда на них можно купить власть. Законодательное ограничение расходов на избирательную кампанию позволяет контролировать покупку голосов избирателей. Требование открытости партийного бюджета позволяет держать под контролем возможность нелегального финансирования, способного поставить партию в зависимость от интересов отдельных лиц и финансово-промышленных групп. В публикуемых ежегодно отчетах партия обязана указать каждое пожертвование в ее пользу, начиная с суммы в 20 тыс. марок. Но одновременно, в целях создания равных шансов для партий в соревновании за симпатии избирателей, законом предусматриваются государственные дотации. Их размер соответствует числу голосов, полученных партией на выборах. Т.н. «возмещение расходов на предвыборную борьбу» должно помогать бедным партиям конкурировать с богатыми, ресурсы которых образуются в основном за счет частных взносов и пожертвований.

Следует отдельно отметить, что закон накладывает обязательства не только на партии, но и на государство, требуя от него одинакового отношения ко всем партиям. Тем самым предотвращается возможность «срастания» государства с одной партией со всеми вытекающими последствиями для открытого общества, хорошо известными из недавнего прошлого.

 

2009-07-20 11:48:16 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Яндекс.Метрика