Римское право. Ч. 2
Легаты и фидеикомиссы
Завещатель мог предусмотреть в завещании, чтобы отдельные вещи из состава наследства доставались третьим лицам. Такое распоряжение называлось легатом (legatum) - завещательным отказом. Существенно, что легат составлялся ради выгоды легатария (отказопринимателя), а не для ухудшения положения наследника. Если отказ имел цель наказать наследника, он считался ничтожным. Именно в этом смысле Модестин толковал легат как дарение, оставленное посредством завещания. В качестве легатария могло быть только лицо, способное принимать наследство в свою пользу. Легатарий являлся преемником наследодателя в отдельном праве, а не части наследства, а потому получение легата не сопровождалось какой-либо ответственностью за долги наследодателя. Легат можно было оставить только в завещании, нельзя было возложить легат на наследника по закону.
Классическое право знало четыре вида завещательных отказов:
- посредством виндикации (legatum per vindicationem);
- посредством приговора, заклятья (legatum per damnationem);
- путем дозволения (legatum sinendi modo);
- посредством выдела (legatum per praeceptioneni).
С помощью легата per vindicationem устанавливалось право собственности легатария на определенную вещь. В остальных случаях легатарию предоставлялось только право требовать от наследника исполнения воли наследодателя.
До начала II в. до н.э. завещатель мог распределить в виде отказов все наследственное имущество, оставив наследнику только пассив. Вследствие этого у наследников не было стимула принимать наследство. Под угрозу ставились интересы кредиторов.
В 204 г. до н.э. закон Фурия запретил оставлять отказы лицам, не связанным кровным родством в пределах тесной степени родства, стоимостью более 1000 ассов. Но этих мер оказалось недостаточно. Наследодатель мог назначить множество мелких легатов и тем самым исчерпать наследство. Поэтому в 40 г. до н.э. закон Фальцидия установил, что наследник не может получать менее 1/4 наследственной массы.
В практике нередко встречались случаи, когда легаты оставлялись без соблюдения форм цивильного завещания. В республиканский период такие распоряжения не пользовались юридической зашитой. Их исполнение было делом совести наследника, отсюда эти распоряжения стали именоваться поручениями совести - фидеикомиссами (fideicommissa). В период принципата фидеикомиссы получили исковую защиту. Первоначально фидеикомиссы приводили к сингулярному преемству, не связанному с ответственностью по долгам наследодателя.
Позднее было установлено, что наследник мог оставить за собой не менее четверти наследства. А лицо, получившее в качестве фидеикомисса не отдельное право, а долю в наследстве, в соответствующей доле несло ответственность и по долгам наследодателя.
2009-07-13 17:14:13 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |