Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 2

Задачей международного гуманитарного права является защита жертв вооруженных конфликтов и обеспечение по возможности нормальной жизни при сложившихся обстоятельствах. Однако нормы международного гуманитарного права применяются не всегда, поэтому в задачи МККК, в частности, входит: добиваться применения этих норм, оказывать помощь лицам, которые находятся под их покровительством, а также следить за тем, чтобы они не умирали от голода, не страдали от жестокого обращения, не пропадали без вести и не подвергались нападению. Существуют определенные точки соприкосновения между интересами гуманности, требующими, чтобы с пленными обращались гуманно, чтобы щадили гражданское население, чтобы раненые получали помощь, и четко выраженными политическими интересами. Соблюдение гуманитарных норм во время войны и защита жертв не могут не способствовать возобновлению, хотя и не сразу, диалога между воюющими сторонами, их примирению и, в конечном итоге, восстановлению мира.

Защита тесно связана с предотвращением и облегчением страданий. Красный Крест и Красный Полумесяц иногда упрекают за недостаточные меры по предотвращению страданий и за сосредоточие усилий (хотя и очень эффективных) на облегчение страданий. Этот упрек не совсем обоснован.

Есть ли вина врача в том, что у больного лихорадка? Должен ли он уйти от постели больного, чтобы провести вакцинацию всех жителей деревни? Вероятно, нет, однако мы все прекрасно понимаем, что оказание помощи, которая рассчитана всего лишь на поддержание существования принимающих ее людей, в лучшем случае представляет собой ограниченную кратковременную меру. В худшем случае она может усугубить отрицательные последствия (пассивность, зависимость и т.д.) настоящих или будущих бедствий. В связи с этим мы должны пересмотреть и значение и масштабы своей гуманитарной действительности. Для Движения это открывает совершенно новые горизонты. Безусловно, оно должно помогать страдающим людям, но может действовать и в плане предотвращения их страданий.

В свете этого каков же вклад Красного Креста и Красного Полумесяца в дело мира?

Движение всегда действовало в двух областях, связанных с предотвращением жестокости и других форм нарушений, которые столь широко распространены в вооруженных конфликтах:

1) в крайне важной области развития и расширения сферы международного гуманитарного права, так как обеспечение соблюдения и расширение масштабов действия защитных статей МГП представляется совершенно необходимой мерой, направленной на обеспечение уважения человеческой жизни и человеческому достоинству;

2) в области распространения знаний и информации о гуманитарном праве и его основных нормах, обеспечивающих защиту жертв и лиц, не принимающих участия в боевых действиях, что является еще одной жизненно важной задачей.

Вся деятельность Красного Креста и Красного Полумесяца, их призывы к солидарности между людьми и нациями, многообразие практических мероприятий, бескорыстно проводимых ими, могут способствовать установлению духа мира, что, как было сказано выше, может помочь примирению воюющих сторон. Однако ввиду связанного с этим политического риска Движение с большой осторожностью подходит к вопросу вооруженных конфликтов.

Деятельность Красного Креста и Красного Полумесяца в пользу страдающих людей основана на оптимистической философии, как однажды назвал ее Жан Пикте, то есть на отказе терять веру в разум человечества. Но этот оптимизм ни в коем случае не умаляет реализм данной философии. Сюда входит понимание трудности гуманитарной деятельности, злейшими врагами которой могут быть не оружие и катастрофа, в эгоизм, равнодушие и уныние. Именно по этой причине деятельность Движения основана не на сухих принципах, а на служении во имя страдающих людей, во имя жизни, зачастую такой хрупкой и уязвимой. Таково наше понимание принципа гуманности.

В то время как Основные Принципы образуют единое целое, в котором каждый принцип трактуется в свете остальных, каждый из них в отдельности, по-разному характеризует движение. В связи с этим принцип беспристрастности отражает самую суть идеи Красного Креста и Красного Полумесяца. Он вдохновил Анри Дюнана в Сольферино. Он цитировался на каждой стадии формулирования принципов и, более того, он является неотъемлемой частью Женевских конвенций. Текст принципа беспристрастности сформулирован следующим образом: «Движение не проводит никакого различия по признаку расы, религии, класса или политического убеждения. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается».

Идея отсутствия дискриминации была с самого начала воплощена в Женевских конвенциях. Согласно первоначальной Конвенции 1864 года, любого солдата, не способного более участвовать в боевых действиях из-за ранений или болезни, надлежало подобрать и оказать ему помощь независимо от его национальной принадлежности. В той конвенции, которая была пересмотрена в 1906-1929 гг. четкий запрет был наложен только на дискриминацию по признаку национальности, в то время как в Женевских конвенциях 1949 г. указывается, что запрещаются неблагоприятные различия по признаку «пола, расы, национальности, религии, политических убеждений или по сходным критериям». Последние слова показывают, что запрещаются все виды дискриминации, а те, которые перечисляются, даются только как примеры. Основной запрет содержится также в Дополнительных протоколах 1977 года с более подробным, хотя и не исчерпывающим перечнем критериев, по которым запрещается дискриминация.

Будучи одним из принципов международного гуманитарного права, запрещение дискриминации является прежде всего обязательным правилом, которым руководствуется Движение в своей деятельности, направленной на то, чтобы оказать помощь всем нуждающимся, не принимая во внимание никакие соображения кроме гуманитарных.

Теоретически отсутствие дискриминации означает отказ от различий неблагоприятного характера по отношению к людям только на том основании, что они относятся к какой-то особой категории. В рамках гуманитарной этики отсутствие дискриминации предполагает, что любые объективные различия между людьми не должны приниматься во внимание при предоставлении помощи, с тем чтобы преодолеть самую злую враждебность. Это значит, что во время вооруженного конфликта, или внутренних беспорядков и другу, и врагу будет одинаковым образом оказана помощь, т.е. все нуждающиеся получат ее при всех обстоятельствах, кем бы они ни были.

На практике это означает, что все составные части Движения должны строго избегать любой формы дискриминации, оказывая материальную или медицинскую помощь. Например, отказ принять раненого противника в госпиталь, находящийся в ведомстве национального общества Красного Креста, по причине того, что можно было бы принять большее число раненых соотечественников, несовместим с принципом отсутствия дискриминации. То же самое относится и к такой ситуации, когда национальное общество Красного Креста, в стране, раздираемой внутренними противоречиями, оказывало бы продовольственную помощь жертвам только одной стороны и не пыталось бы помочь тем, чьи идеи общество не разделяет.

Посещая лиц, арестованных в результате конфликта или внутренних беспорядков, МККК также должен вести борьбу с дискриминацией. Комитет обращается к властям с просьбой обеспечить таким лицам одинаково гуманное обращение и следит за тем, чтобы они не были поставлены в наименее благоприятные обстоятельства из-за их национальной принадлежности или политических убеждений. Однако различия по гуманитарным соображениям или просто по соображениям здравого смысла несовместимы с принципом отсутствия дискриминации: например, это может относиться к просьбе о предоставлении дополнительных одеял тем, кто хуже переносит холод из-за его происхождения, возраста, или состояния здоровья.

Требование отсутствия дискриминации особенно касается национальных обществ и на деле является одним из условий их признания. Они должны быть открыты всем людям, желающим стать их членами, независимо оттого, к каким общественным, политическим или религиозным группам они относятся. Такая представительность служит гарантией способности обществ заниматься исключительно гуманитарной деятельностью и противостоять всем предвзятым соображениям.

 

2009-05-19 12:56:14 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика