Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 2

Принцип универсальной юрисдикции. Таким образом, из Конвенций и Протокола однозначно вытекает, что серьезные нарушения подлежат наказанию. Однако сами по себе эти договоры не определяют конкретных мер наказания и не предусматривают непосредственно учреждения трибунала для судебного преследования правонарушителей. В них тем не менее ясно говорится о том, что государства обязаны ввести в действие уголовное законодательство, предназначенное для наказания лиц, виновных в совершении серьезных нарушений. Они обязаны также разыскивать лиц, обвиняемых в совершении серьезных нарушений, и либо предавать их своему суду, либо передавать их для суда другому государству.

Как правило, уголовное право того или иного государства применяется только к тем действиям, которые совершаются на его территории или его гражданами. Международное гуманитарное право обладает в этом смысле более широкой сферой применения. Оно обязывает государства разыскивать и наказывать всех лиц, совершивших серьезные нарушения, независимо от их гражданства и места совершения военного преступления. Этот принцип, именуемый универсальной юрисдикцией, является ключевым фактором в обеспечении эффективного пресечения серьезных нарушений.

Согласно международному гуманитарному праву, государства обязаны предпринимать в связи с серьезными нарушениями следующие конкретные меры:

Во-первых, государства должны ввести в действие национальное законодательство, запрещающее действия, определяемые как серьезные нарушения, и предусматривающее наказание за их совершение, - либо посредством принятия отдельного закона, либо путем внесения соответствующих изменений в существующие законы. Такое законодательство должно применяться ко всем лицам, совершившим или приказавшим совершить серьезные нарушения, независимо от их гражданства, включая случаи, когда нарушения являются результатом непринятия мер, которые должны были быть приняты. Оно должно охватывать действия, совершенные как внутри государства, так и за его пределами.

Во-вторых, государства должны разыскивать и подвергать преследованию всех лиц, обвиняемых в совершении серьезных нарушений. Они обязаны подвергать их судебному преследованию сами или передавать их для суда другому государству.

В-третьих, государства должны требовать от военных командиров, чтобы те не допускали нарушений, пресекали их и принимали меры в отношении находящихся в их подчинении лиц, которые совершают серьезные нарушения.

В-четвертых, государства должны оказывать друг другу содействие в связи с уголовным преследованием, возбуждаемым в случае серьезных нарушений.

Государства должны выполнять эти обязательства как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Для обеспечения эффективности вышеперечисленных мер их следует принимать до того, как серьезные нарушения станут возможными.

Обязанность государств по выполнению положений гуманитарного права. Государства обязаны обеспечивать выполнение всех положений гуманитарного права, включая те из них, которые применяются к вооруженным конфликтам немеждународного характера, и те, которые регламентируют применение оружия.

Так, например, согласно Протоколу о минах Конвенции о запрещении или ограничении обычного оружия, государства обязаны устанавливать уголовные санкции в отношении лиц, причиняющих смерть или увечья гражданам в нарушение положений Протокола. Государства должны также обеспечивать соблюдение норм обычного международного права и норм, которые определяются в международных договорах.

Государства обязаны принимать все необходимые меры по предотвращению и пресечению любых нарушений гуманитарного права. Это могут быть военные распоряжения, административные приказы и другие нормативные акты. Однако наиболее подходящим и эффективным средством борьбы с любыми серьезными нарушениями международного гуманитарного права является уголовное законодательство. Некоторые государства уже ввели в действие уголовное законодательство, предусматривающее наказание за нарушения положений общей для Женевских конвенций статьи 3 и Дополнительного протокола II, которые применяются к немеждународным вооруженным конфликтам.

Уголовное законодательство России в целом соответствует МГП в части установления ответственности за его серьезные нарушения. Новый Уголовный кодекс России в разд. XII (гл.34) «Преступления против мира и безопасности» устанавливает уголовную ответственность за следующие виды преступлений: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортацию гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором, в том числе оружия массового поражения (ст.356), геноцид (ст.357), экоцид (ст.358), наемничество (ст.359), нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, в целях провокации войны или осложнения международных отношений (ст.360). Однако есть и пробелы. Во-первых, это отсутствие в новом УК уголовной ответственности за незаконное использование защитных знаков, в частности знаков красного креста и красного полумесяца, хотя ранее такая норма в УК РСФСР была (ст.269). Во-вторых, это серьезное сужение сферы применения ст.360 УК РФ за счет введения в состав преступления, предусмотренной ею, специальной цели -провокации войны и осложнения международных отношений.

Как следует из смысла ч.3 ст.331 УК РФ, законодатель намеренно пошел на исключение из УК норм об уголовной ответственности за преступления, совершенные военнослужащими в военное время либо в боевой обстановке, предполагая включить их в специальное законодательство военного времени.

Следует также отметить, что норма об уголовной ответственности за применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.356 УК РФ) является бланкетной. При этом если перечень запрещенных средств ведения войны конкретно определен международными договорами и является исчерпывающим, то в отношении запрещенных методов ведения войны ситуация обстоит не так однозначно. Часть их относится к серьезным нарушениям МГП или военным преступлениям, а другая - к нарушениям, не являющимся преступными. Из смысла ст.356 УК РФ напрямую не следует, установлена ли уголовная ответственность за все или же только за серьезные нарушения методов ведения войны. Конечно, государство вправе установить в своем законодательстве уголовную ответственность за любые нарушения МГП. Представляется, однако, что законодатель в ст.356 УК РФ имел в виду лишь серьезные нарушения.

6.2. Международные и национальные суды

Совет Безопасности Организации Объединенных Наций учредил два трибунала для судебного преследования в связи с некоторыми преступлениями, совершенными в бывшей Югославии и в Руанде, включая нарушения международного гуманитарного права. В настоящий момент ведутся обсуждения по вопросу о создании постоянного международного уголовного суда, который также был бы правомочен осуществлять судебное преследование лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права.

Эти факты свидетельствуют о позитивном сдвиге в деле активизации усилий, направленных на предотвращение нарушений гуманитарного права и наказание лиц, виновных в их совершении. Тем не менее международные суды вряд ли смогут полностью заменить суды национальные и устранить потребность в эффективном внутригосударственном уголовном законодательстве. Главная ответственность за обеспечение соблюдения гуманитарного права, предотвращение нарушений его положений и наказание лиц, виновных в их совершении, по-прежнему лежит на самих государствах. Полное соблюдение гуманитарного права может быть обеспечено лишь посредством принятия действенных мер на национальном уровне.

 

2009-05-19 12:56:14 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика