Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 2

Протокол I к Женевским конвенциям 1954 г. содержит ряд дополнительных положений, относящихся как к защите прав гражданских лиц по смыслу Четвертой конвенции, так и к защите основных прав человека в период международных вооруженных конфликтов, закрепленных посредством других международно-правовых источников. Так, в нем устанавливается обязанность сторон любыми возможными путями способствовать воссоединению семей, разъединенных в результате вооруженных конфликтов. С этой же целью стороны должны поощрять работу соответствующих гуманитарных организаций. Протокол I также закрепил защиту беженцев и апатридов - при всех обстоятельствах и без какого-либо неблагоприятного различия к ним будут применяться положения Четвертой конвенции. Кроме того, в Протоколе I определены гарантии в отношении лиц, которые не пользуются более благоприятным обращением в соответствии с действующими конвенциями и самим Протоколом. Он требует гуманного отношения к этим лицам. В частности, запрещаются в любое время и в любом месте такие действия представителей гражданских или военных органов, как насилие над жизнью, здоровьем и физическим или психическим состоянием лиц, включая убийство, пытки, телесные наказания, увечья, взятие заложников, коллективные наказания. Если лицо арестовано, задержано или интернировано за действия, связанные с вооруженным конфликтом, оно должно быть без промедления проинформировано на понятном языке о причинах применения таких мер. В случае привлечения лица к уголовной ответственности за совершение правонарушения, связанного с вооруженным конфликтом, признать лицо виновным и вынести приговор может только беспристрастный и соответствующим образом учрежденный суд, действующий на основе общепризнанных принципов обычного судопроизводства. С учетом этого лицо, которому предъявлено обвинение в правонарушении, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана по закону. Такое лицо имеет право на то, чтобы судебное рассмотрение производилось в его присутствии. Оно не может быть принуждено к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. Если лицо обвиняется в военных преступлениях или в преступлениях против человечества, то оно должно предаваться суду в соответствии с применяемыми нормами международного права.

В Протоколе I специальный раздел посвящен мерам по защите женщин и детей. Он базируется на главном требовании - обеспечить женщинам и детям особое уважение, а также защиту и помощь от различного рода посягательств.

Наконец, Протокол I с учетом защиты прав человека ставит целью пресечение нарушение Женевских конвенций 1954 г. и самого Протокола I. В связи с этим ряд действий, совершаемых против лиц, находящихся во власти противной стороны, например, военнопленных, беженцев, апатридов, раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, гражданского населения, отнесен к категории военных преступлений. Определяющим критерием такого рода преступлений является наличие серьезных правонарушений. Серьезные правонарушения - это такие действия, которые совершаются умышленно и в нарушение конвенций и данного Протокола. Так, серьезным нарушением, т.е. военным преступлением будут являться перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию; применение практики апартеида и других негуманных действий, основанных на расовой дискриминации; лишение лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство. Серьезным нарушением Протокола I будут такие умышленные действия, влекущие смерть или серьезные телесные повреждения или ущерб здоровью, как превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения, нападение на необороняемые местности и демилитаризованные сооружения, содержащие опасные силы, и т.п.

Гуманитарным принципам по вопросу защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера посвящены однотипные статьи (ст.З), содержащиеся во всех четырех Женевских конвенциях 1949 года о защите жертв войны, а также положения Дополнительного протокола к ним (Протокол II) от 8 июня 1977 года. Они опираются на международные документы о правах человека, касающиеся прав и основных свобод человеческой личности. Действующие международно-правовые нормы определяют, что вооруженный конфликт немеждународного характера - это конфликт, происходящий на территории одной из договаривающихся сторон, между ее вооруженными силами и вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами антиправительственного характера, если указанные антиправительственные силы и группы находятся под ответственным командованием и осуществляют такой контроль над частью территории государства, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II. Однако данный Протокол не может применяться к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности. В частности, к ним относятся беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия, другие аналогичные акты, которые по своему характеру не могут относиться к вооруженным конфликтам. Протокол II не может также рассматриваться в качестве акта, затрагивающего суверенитет государства или обязанность государственной власти всеми законными средствами поддерживать или восстанавливать правопорядок в государстве или защищать его национальное единство.

В случае же возникновения на территории государства вооруженного конфликта немеждународного характера, т.е. подпадающего под действие Женевских конвенций 1949 г. и Протокола II к ним, каждая из находящихся в конфликте сторон обязана исходить из того, что лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая и лиц из состава вооруженных сил, сложивших оружие, и тех, кто перестал принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания и т.п., должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации. В связи с этим в отношении указанных лиц не должно допускаться посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность: убийства, нанесение увечий, жестокое обращение, пытки и истязания и т.п. Запрещаются коллективные наказания и взятие заложников, акты терроризма, грабеж, отдание приказа не оставлять никого в живых. Раненые и больные подбираются и им оказывается помощь. Недопустимы рабство и работорговля во всех их формах.

Запрещается надругательство над человеческим достоинством, например, оскорбительное и унижающее обращение, принуждение к проституции. Не должно быть осуждения и применения наказания без приговора законным образом учрежденного суда. При этом должны обеспечиваться судебные гарантии, применяемые цивилизованными нациями. Имеется в виду независимый суд и его беспристрастность. При всех обстоятельствах лица, о которых идет речь, независимо от того, ограничена их свобода или нет, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. Никто не может быть принужден к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. Особое внимание должно уделяться детям. Им обеспечивается необходимая забота и помощь, в частности, в случае необходимости и по возможности с согласия их родителей или лиц, несущих ответственность за попечение над ними, должны приниматься меры для временной эвакуации детей из районов военных действий в более безопасные места. Должны приниматься меры для содействия воссоединению временно разъединенных семей. Не подлежат вербовке в вооруженные силы дети, не достигшие 15-летнего возраста. Им не должно разрешаться участие в военных действиях.

Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера включает в себя не только принципы гуманного обращения со всеми лицами, не принимающими непосредственного участия в военных действиях, но и нормы, конкретизирующие положение лиц, свобода которых ограничена, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение; гражданского населения; лиц, выполнявших медицинские функции. Так, в отношении лиц, свобода которых была ограничена - интернированных или задержанных, действует правило, согласно которому места содержания таких лиц не должны находиться вблизи зоны боевых действий. Они пользуются правом на медицинское обследование. Им разрешается отправлять свои религиозные обряды. В такой же мере, как и местное гражданское население, они снабжаются продовольствием и питьевой водой, а в случае привлечения к работе - обеспечиваются соответствующими условиями труда и защитой.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, во всех случаях, когда это позволяют обстоятельства, и в особенности после боя, принимаются меры по их розыску, эвакуации, недопущению ограбления и дурного обращения. Им должен быть обеспечен необходимый уход.

Применительно к положению гражданского населения действует правило, что население не должно являться объектом нападения. Недопустимы акты насилия, направленные натерроризацию гражданского населения. Запрещается в качестве метода военных действий использование голода среди гражданского населения. Недопустимо принудительное перемещение гражданских лиц: они не могут принуждаться покидать свою собственную территорию из-за разгоревшегося конфликта. Распоряжения о таком перемещении могут иметь место только в связи с явной необходимостью обеспечения безопасности гражданских лиц. Предусматривается также защита установок и сооружений, содержащих опасные силы: плотин, дамб, атомных электростанций. Они не должны становиться объектом нападения и в тех случаях, когда являются объектами военного характера, если это способно вызвать высвобождение опасных сил и привести к тяжелым потерям среди гражданского населения. Равным образом запрещается нападение, уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для выживания гражданского населения: запасов продуктов питания, посевов, скота, сооружений для снабжения питьевой водой и т.п.

Наконец, должен пользоваться уважением и защитой медицинский и духовный персонал, ему необходимо оказывать всю возможную помощь для выполнения им своих обязанностей. Этот персонал не может принуждаться к выполнению функций, несовместимых с его гуманитарными задачами.

Таким образом, положения, связанные с защитой жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, во многом повторяют или дополняют ряд принципиальных положений, касающихся защиты жертв войны, в которой участвуют конфликтующие государства.

 

2009-05-19 12:56:14 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика