Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 1

2.5.2. Особенности регулирования прав и свобод человека и гражданина

Согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации.

Это значит, что субъекты Федерации осуществлять законодательное регулирование конституционных прав и свобод человека не могут; в их совместном с Федерацией ведении находится лишь защита прав и свобод человека (п. «б» ст. 72 Конституции).

В ведении Российской Федерации находится также и регулирование других отношений, которые тесно связаны с конституционными правами человека и поэтому должны быть единообразно урегулированы на всей территории РФ: уголовное, уголовно-процессуальное законодательство; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; интеллектуальная собственность (п. «о» ст. 71).

Исключительную важность для решения вопросов регулирования и защиты прав и свобод человека имеет ст. 55 Конституции, согласно которой в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3).

Значение этой конституционной нормы состоит в том, что она: 1) содержит юридические гарантии защиты прав человека от произвольного нарушения их самим федеральным законодателем и от нарушений со стороны органов и должностных лиц представительной и исполнительной властей; 2) устанавливает для федерального законодателя критерии принимаемых законов и пределы, за которые он, ограничивая некоторые права и свободы человека и гражданина, не может переходить; 3) создает для суда правовую базу, на основании которой он может разрешать коллизии между нормативными актами и решать вопросы, связанные с их соответствием Конституции РФ. Тем самым ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливает:

- ограничивать некоторые права и свободы (но не отменять их!) можно только на федеральном уровне, следовательно, все акты, принимаемые в субъектах Федерации их представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти, направленные на ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, не могут применяться, поскольку они противоречат Конституции РФ;

- на федеральном уровне права и свободы могут быть ограничены только законом, то есть нормативным актом, принятым в установленной процедуре Федеральным Собранием и подписанным и обнародованным Президентом РФ (ст. 84, 105-108 Конституции РФ). Следовательно, все другие акты, принимаемые Федеральным Собранием или его Палатами (постановления и т.п.), Президентом, Правительством, не говоря уже об актах федеральных министерств и ведомств (Указы, постановления, распоряжения и т.п.), также не могут ограничивать права и свободы человека и применяться;

- само Федеральное Собрание, принимая законы, не свободно в регулировании прав и свобод человека и гражданина: оно, как было отмечено, не может их отменять, а также произвольно, то есть по своему ничем не обусловленному усмотрению, ограничивать; законодатель может ограничить их только в тех целях, которые перечислены в ч. 3 ст. 55 Конституции, и только в той мере, которая достаточна для достижения этих целей (адекватна им).

Исходя из изложенного, суд не может механически, формально применять закон, ограничивающий права и свободы человека и гражданина, а должен оценивать его с точки зрения соответствия тем параметрам, которые определены в ч. 3 ст. 55 Конституции; если Закон принят с нарушением этой нормы, он не может считаться соответствующим Конституции (о том, как в такой ситуации поступать суду, - ниже).

Здесь же надо отметить, что отдельные ограничения прав и свобод могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя на всей территории РФ или в ее отдельных местностях, где вводится такое положение, другими органами государственной власти, но это делается в соответствии с Федеральным конституционным законом и на определенный срок (ч. 1 и 2 ст. 56 Конституции). Причем, согласно ч. 3 ст. 56, некоторые права и свободы не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения: право на жизнь (ст. 20 Конституции), на защиту достоинства (ст. 21), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), на информацию (ст. 24), на свободу совести (ст. 28), на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), на жилище (ч. 1 ст.40), на судебную защиту (ст. 46), а также на соблюдение всех гарантий судопроизводства, закрепленных в Конституции: на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, на помощь адвоката, на право считаться невиновным и не доказывать свою невиновность, не свидетельствовать против самого себя и других (ст. 47-54). Последнее имеет очень важное значение, поскольку и в условиях чрезвычайного положения Конституция гарантирует гражданам при разбирательстве их дел в судах соблюдение всех прав и гарантий, то есть обычное, нормальное правосудие. Более того, Конституция прямо запрещает создание чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118).

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает, что ограничения некоторых, наиболее важных из них, допускаемые на основании федерального закона, каждый раз осуществляются с соблюдением дополнительной гарантии - с санкции (по решению) суда. О каких правах в данном случае идет речь?

Во-первых, это право на жизнь. В силу ч. 2 ст. 20 смертная казнь может быть применена «при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей» в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Следовательно, законодатель не вправе устанавливать в качестве наказания смертную казнь за какие-либо другие преступления, несмотря на их тяжесть, а суд, если такой закон все же будет принят, - назначать ее.

Конституция РФ не устанавливает никаких других ограничений для законодателя и судов в возможности применения смертной казни, кроме определения вида преступлений (особо тяжкие против жизни) и соблюдения определенной судебной процедуры (предоставления права на суд присяжных). Однако, учитывая, что в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а международные договоры имеют верховенство над внутренним законодательством, следует обратить внимание на гарантии права на жизнь, содержащиеся в международно-правовых актах. В ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности, указано, что смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.

Совершенно очевидно, что смертный приговор может быть вынесен только тогда, когда виновность подсудимого установлена на основе таких убедительных доказательств, которые не дают оснований для иного понимания фактов. Поскольку исполнение смертного приговора в отношении невиновного лица является непоправимой и самой страшной судебной ошибкой, необходимо усилить гарантии прав подсудимого (осужденного) и установить особый порядок назначения смертной казни (например, только по единогласному вердикту присяжных в суде первой инстанции), а также порядок оставления этого наказания без изменения вышестоящими судами - по единогласному решению всех судей.

В соответствии с Протоколом № 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод государства, подписавшие его, согласились о нижеследующем:

Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (ст. 1).

Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства (ст. 2).

 

2009-05-19 12:39:50 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика