Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Международное гуманитарное право. Ч. 1

Деятельность Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, главным образом, была направлена на поддержку профессиональных организаций и неправительственных организаций, активно занимающихся проблемами защиты свободы выражения убеждений и свободы средств массовой информации. В 1989 году ЮНЕСКО приняла Новую стратегию в области коммуникаций, цель которой «обеспечить свободный поток информации как на международном, так и на национальном уровнях, и способствовать ее более широкому и сбалансированному распространению без каких-либо ограничений свободы выражения мнений». В соответствии с этой стратегией ЮНЕСКО провела ряд региональных семинаров для сотрудников средств массовой информации в Восточной и Центральной Европе (Париж, Франция, 1989 и 1990 годы), в Африке (Виндхук, Намибия, 1991 год), в Азии (Алма-Ата, Казахстан, 1992 год), в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили, 1994 год) и в государствах арабского мира (Сана, Йемен, 1996 год). В странах, которые находятся в процессе перехода к демократическим формам правления, ЮНЕСКО активно содействует разработке законодательства в области средств массовой информации, оказывая консультативные услуги. В странах, где происходят конфликты, ЮНЕСКО поддерживает независимые средства информации, дающие объективную информацию, тем самым содействуя созданию условий для диалога и восстановления мира.

В 1993 году Комиссия по правам человека назначила Специального докладчика по вопросу о праве на свободу убеждений и их свободное выражение. Это было сделано с целью обеспечить практические, направленные на конкретные действия рекомендации, с целью улучшить защиту вышеперечисленных прав.

Проблемы, связанные с нарушением права на свободное выражение убеждений и на информацию, несколько раз рассматривались Европейским судом по правам человека и Межамериканским судом по правам человека, и их решения способствовали развитию норм обычного права в этой области.

Носят ли эти свободы абсолютный характер?

Международный пакт о гражданских и политических правах гласит, что свобода убеждений и их свободное выражение налагают «особые обязанности и особую ответственность» и, следовательно, сопряжены «с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения» (статья 19). Пакт также запрещает «всякую пропаганду войны» и «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию» (статья 20). Таким образом, право свободного выражения убеждений не является абсолютным, но вместе с тем, любые ограничения должны отвечать требованиям разумности, законности, уместности и демократической целесообразности. Четкие правила должны защищать доброе имя и частную жизнь человека в том, что касается средств массовой информации.

Статья 20. (1) Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

(2) Никто не может быть принуждаем вступить в какую-либо ассоциацию.

Свобода ассоциаций является единственным средством, при помощи которого люди могут коллективно заявить о своих целях, получить возможность как группа оказывать влияние на ход событий и защитить собственные интересы или интересы других людей. Для обеспечения этой свободы со стороны правительства не требуется никаких позитивных действий. С другой стороны, правительства могут ограничивать эту свободу. Хотя при определенных обстоятельствах и могут возникнуть законные основания для введения подобных действий и ограничений, однако, слишком часто они используются как средство подавления. Существует целый ряд примеров нарушения этой свободы со стороны государств во всех частях мира.

Международная организация труда (МОТ) приняла несколько конвенций, касающихся конкретно прав трудящихся на свободу ассоциаций, которые были ратифицированы большим количеством стран.

Статья 21. (1) Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

(2) Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

(3) Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья отражает подтверждение принципов демократического правления: «воля народа должна быть основой власти правительства». Достичь этого можно путем «нефальсифицированных выборов», то есть через свободные и честные выборы на основе всеобщего избирательного права. Такие выборы составляют основу процесса демократизации, в то время как другими решающими условиями являются защита прав человека и строительство правового государства. Монреальский план действий, в котором подчеркивается, что для осуществления прав человека «демократические ценности необходимы», был первым принятым на международном уровне документом, в котором провозглашалось, что образование в области прав человека и образование в области демократии неразрывно связаны между собой. Венская декларация и Программа действий (1993), отражая консенсус государств всего мира, подтвердила, что права человека и демократия «взаимозависимы и укрепляют друг друга». Признавая, что защита прав человека и основных свобод и власть закона с наибольшим успехом достигается в тех государствах, где применяются демократические принципы, Декларация призвала международное сообщество «содействовать развитию и консолидации демократии». Более того, демократия и уважение прав человека были признаны необходимыми условиями для обеспечения права на развитие (см. статья 28).

В соответствии со своей резолюцией о представительной демократии (1991 год) Организация американских государств (ОАГ) взяла на себя следующее обязательство - в случае нарушения демократического процесса в любом из ее государств-участников, в течение 10 дней с момента этого нарушения провести политическую конференцию на высоком уровне. Эта резолюция неопровержимо свидетельствует о признании ОАГ того факта, что существует внутренняя связь между правами человека и демократией.

 

2009-05-19 12:39:50 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика