Международное гуманитарное право. Ч. 1
Статья 16. (1) Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
(2) Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
(3) Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Существуют различные воззрения на брак, и законодательства о семье и браке нередко зависят от религиозных, культурных и социальных традиций общества. При реализация концепции «свободного и полного согласия обеих вступающих в брак сторон» возникает ряд проблем, обусловленных спецификой разных культур. Конвенция ООН о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (1962) и Рекомендация по тому же вопросу, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1965 году, устанавливают подробные нормы, связанные с этой спецификой.
В разных странах трактовка самого понятия «семья» далеко не однозначна: основанная на западных традициях «нуклеарная семья» подразумевает всего лишь родителей и детей, тогда как во многих других частях света семья гораздо шире по составу. Тем не менее, семья представляет собой основу любого общества, и государство обязано защищать ее, что и сформулировано в ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и в ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Статья 17. (1) Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. (2) Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
Проблема собственности во Французской декларации прав человека и гражданина (1789) была поднята на тот же уровень, что и проблемы свободы, безопасности и сопротивления угнетению. После почти двухсотлетней эволюции в социальной и экономической сферах концепция собственности претерпела заметные изменения и в настоящее время представляет собой весьма сложную и противоречивую проблему. В силу идеологической конфронтации, которая имела место во время принятия международных пактов, право на собственность не закреплено в них и получило отражение лишь во Всеобщей декларации прав человека. Тем не менее, вопросы, связанные с любой дискриминацией права владеть собственностью, а также защитой интеллектуальной собственности несомненно входят в сферу действия международного права прав человека.
Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Свобода мысли, совести и религии или убеждений являются столь основополагающими, что право на них нельзя временно приостановить даже в случае чрезвычайного положения. Одинаковая защита должна быть предоставлена и лицам, исповедующим какую-либо религию, и атеистам. Нельзя подвергать дискриминации человека из-за того, что он или она исповедует какую-либо религию или придерживается определенных убеждений, равно как и недопустимо насильственным путем заставлять человека изменить свою религию или убеждения. Свобода исповедовать свою религию или придерживаться своих убеждений (единолично или сообща с другими) связана с широким спектром действий и обычаев (ритуальные церемонии, особое питание, характерная одежда, организация религиозных школ и семинарий, распространение религиозных текстов и изданий, определенные места для богослужений и т.д.).
Эта свобода может подвергаться угрозе со стороны государств, которые придерживаются различных взглядов на религию: от поощрения официально принятой религии до крайне негативного отношения к любым религиозным убеждениям. Существует также проблема взаимосвязи свободы совести человека с социально-политической ситуацией в обществе, в котором он или она живет. Однако, несмотря на всю сложность и противоречивость понимания свободы совести, международное сообщество выразило свою озабоченность нетерпимостью и дискриминацией в этой области, приняв Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (Резолюция 36/55 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 ноября 1981 года).
Во исполнение положений Декларации Комиссия по правам человека в 1986 году назначила Специального докладчика по вопросам религиозной нетерпимости. В докладе, представленном им в 1995 году, говорилось, что жалобы поступают практически из всех регионов мира и касаются как запрета исповедовать религию или иметь убеждения по собственному выбору, так и дискриминации на основе религии или убеждений со стороны государства. Особые трудности возникают с пропагандой экстремистских и фанатичных взглядов, а также отправлением обусловленных этим обрядов, которые могут представлять угрозу жизни, свободе и безопасности людей и быть связанными с произвольными арестами, задержанием и пытками. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций недавно вновь осудила «все формы ненависти и нетерпимости и акты насилия, запугивания и принуждения, вызванные религиозным экстремизмом и нетерпимостью по отношению к другим религиозным или иным убеждениям» (Резолюция 49/188 от 23 декабря 1994 года, принята без голосования).
Комиссия по правам человека расценивает отказ от военной службы по соображениям совести как законную реализацию права на свободу мысли, совести и религии (Резолюция 1993/84). Указанная резолюция призывает государства, в которых существует обязательная военная служба, ввести альтернативные виды службы для призывников, отказывающихся от военной службы по соображениям совести.
Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Защита и осуществление этих прав являются весьма важными показателями демократического общества (см. также статью 21). Свобода «искать и распространять информацию и идеи любыми средствами» требует, чтобы эти средства были доступными, свободными и независимыми.
За подавлением свободы убеждений и свободного их выражения всегда скрывается страх: страх, что появятся альтернативные убеждения, и страх, который кроется в осознании того факта, что свобода убеждений и свободного их выражения - это основа для осуществления всех других основных свобод. Хотя правительства и преуспели в ограничении этих свобод на территориях под их юрисдикцией, они не могут окончательно подавить свободу убеждений, мнений и их выражения. Запрещение книг не стирает их в памяти людей, запрещение их публикации не мешает опубликовать их в других странах и прочитать их или распространить их тайно в любой иной форме.
Существуют ли какие-либо международные гарантии свободы печати и информации?
2009-05-19 12:39:50 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |