Менеджмент. Ч. 1
10.6. Особенности системного подхода
Системный подход к управлению характеризуется одновременным комплексным всесторонним рассмотрением предмета изучения, будь то процесс, предмет (изделие, фирма, работник) или информация. При этом изучаемое понятие представляется в виде следующей неразрывной триады, заимствованной из кибернетики:
В рамках системного подхода руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
В приложении к фирме вышеприведенные три блока имеют следующую интерпретацию:
Каждое из понятий, подлежащее изучению (или классификации), может быть описано с помощью ряда вопросов, ответы на которые не всегда однозначны, скорее, вариативны. Наиболее простой вариант системного подхода к изучению любого понятия предполагает ответ на 16 вопросов. Однако в ряде случаев этот перечень может быть сокращен по объективным причинам. Вот эти вопросы:
1. Вид объекта.
2. Место возникновения.
3. Время возникновения.
4. Принадлежность к научно-техническому направлению.
5. Принадлежность к научно-техническому поднаправлению.
6. Функциональное назначение (роли).
7. Задачи, решаемые объектом.
8. Структурно-функциональная характеристика.
9. Конструктивно-технологическая база.
10. Уровень использования.
11. Области применения.
12. Энерго-функциональная характеристика.
13. Эксплуатационная характеристика.
14. Надежность.
15. Экономика и организация.
16. Степень завершенности.
Для примера возьмем понятие «менеджмент». Многозначность этого слова в русском языке дает нам возможность наиболее полно раскрыть удобство предлагаемого метода изучения. В самом деле, отвечая на вопрос: «Вид объекта?», мы можем получить следующие варианты:
1.1. Процесс
1.2. Персонал
1.3. Организационная структура
1.4. Учебная дисциплина.
Заметим, что, в принципе, для грубой классификации имеет смысл дифференцировать изучаемые объекты на три большие группы: процессы, предметы и информацию, имея в виду, что в группу «предметы» мы можем включить практически все, что не входит в две другие, что и показано в настоящем примере.
Ответы на второй и третий вопросы будут дифференцироваться в зависимости от ответа на первый: для менеджмента как учебной дисциплины указывается учебное заведение и город, где впервые она стала преподаваться. Аналогично поступают, когда описывают другое конкретное понятие.
Признаки 4 и 5 сходны между собой, последний только уточняет предыдущий по иерархии понятия. Суть этих признаков - в привязке изучаемого объекта к реально существующему направлению. Для учебной дисциплины это могут быть наука, гуманитарная наука; для других объектов менеджмента (как персонала, так процесса и оргструктуры) - направления народного хозяйства:
4.1. Промышленность.
4.2. Сельское хозяйство.
4.3. Транспорт.
4.5. Связь.
4.6. Финансы.
4.7. Строительство.
4.8. Сфера обслуживания.
4.9. Культура.
4.10. Армия.
Рассматривая в качестве примера направление «промышленность», получим следующие варианты ответа на пятый вопрос:
5.1. Добывающая.
5.1.1. Угольная.
5.1.2. Нефтяная.
5.1.3. Газовая и т.д.
5.2. Обрабатывающая.
5.2.1. Станкостроение.
5.2.2. Машиностроение.
5.2.3. Радиоэлектроника.
5.2.4. Электротехническая промышленность и т.д.
2009-05-19 12:15:10 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |